Эта статья для тех, кто ценит комфорт, безопасность и хотел бы лучше понять, какие смазки можно применять для ступичных подшипников, а какие нельзя.
Список смазок, которые лучше всего подходят для подшипников ступицы, будет в конце статьи.
Содержание
Какую смазку выбирать для смазки подшипников ступицы
Чем лучше не смазывать ступичные подшипники
Виды смазок
Маркировка смазочных материалов
Требования к смазке
Подходящие (наш ТОП-14) смазки для подшипников ступицы
Прежде, чем мы поговорим о том, чем смазывать ступичный подшипник, сначала пару слов о самом ступичном подшипнике и требованиях к смазке, которую можно использовать для его смазки.
Как Вы понимаете, работа ступичных подшипников напрямую влияет на комфорт управления автомобилем. Именно поэтому они должны поддерживаться в идеальном состоянии, Тем более, что общее состояние автомобиля в какой-то степени зависит и от этого узла. Обычно о наличии ступицы водитель вспоминает только, когда кроме шуршания резины начинает слышать неприятные свист или даже визг.
В большинстве современных легковых авто зарубежных производителей устанавливаются необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что в подшипнике заложено такое количество смазки, которое рассчитанного на весь срок его службы. И поэтому в процессе эксплуатации нет необходимости специально разбирать его.
Российский автопром движется тем же путем. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на отечественных переднеприводных автомобилях составляет порядка 60-100 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть.
Зарубежные высококачественные аналоги FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo могут отработать до 300 тыс. км вообще без обслуживания.
Какую смазку выбирать для смазки подшипников ступицы
Прежде, чем приступать к выбору смазки, плюс-минус оцените условия эксплуатации своего автомобиля и, соответственно, подшипника:
Оцените уровень нагрузки, с которым работает Ваш автомобиль, как Вы эксплуатируете машину — насколько быстро ездите, и резко ускоряетесь и тормозите.
Оцените общий уровень нагрузки на свой автомобиль и ее узлы. Если у Вас обычная легковушка, то можете купить классическую недорогую литиевую смазку.
Если Ваш автомобиль постоянно в работе, большой ежемесячный пробег, полная загрузка – стоит выбирать более продвинутые смазки, максимально продлевающие срок службы подшипника ступицы.
Если Вы любитель гонок по бездорожью — это уже особые условия эксплуатации автомобиля и велик шанс, что в ступичный подшипник попадет грязь, да и нагрузки могут быть запредельные. В этом случае лучше выбирать составы с хорошей защитой, чаще проверять и менять смазку в ступицах.
Для тяжело нагруженной техники лучше покупать минеральные смазки с добавлением термостойких присадок. Отличные результаты по нагрузке дают составы с добавлением полимочевины, молибдена или ПФПЕ.
Обратите внимание на климатическую зону региона, где Вы будете использовать авто. Температурный режим обычно указывается на упаковке смазки. Для большинства регионов подойдет обычная смазка на основе литиевого мыла. Для холодных/теплых регионов рекомендуется брать смазочный состав на основе минеральных компонентов либо смазки с добавлением термостойких присадок.
Обратите внимание на целостность тары и крышки, чтобы просто не нарваться на подделку. К сожалению, некоторые популярные составы довольно активно подделывают и настоящий продукт встретить в торговле достаточно сложно.
Посмотрите на срок годности состава – если он скоро истекает, то лучше купить другую смазку. Хотя реальные сроки хранения многих смазок сильно превышают те, которые указаны в ее паспорте. Во многом это зависит от условий хранения. Если смазка не расслаивается, имеет однородный цвет — это может говорить о том, что она еще пригодна к использованию.
Обратите внимание на этикетку – там указывается множество важной информации о смазке. Например, ее состав, температурный режим, особенности применения. Конечно же, лучше ознакомиться с этой информацией на сайте производителя.
Иными словами лучшая смазка для подшипников ступицы Вашего автомобиля – будет та, которая подходит Вам и вашему авто.
И сейчас поговорим о том, на что обратить внимание для правильного выбора.
Чем лучше не смазывать ступичные подшипники
Не стоит заблуждаться по поводу того, что подшипник можно смазывать любыми смазками. Знакомый всем солидол вообще не подходит для смазывания подшипников. Он не защищает металл сопряжений подшипника при резком росте или снижении температуры.
Специалисты не рекомендуют применять нижеперечисленные смазки:
- Графитные смазки. Они опасны тем, что них есть абразивные компоненты, которые ускоряют износ металлических деталей подшипников.
- Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они снижают трение, но при этом не защищают от влаги и ржавчины.
- Силиконовые или вазелиновые вещества. Эти продукты теряют свои свойства уже при температуре механизма в 50-60 градусов, а ступичные подшипники работают в гораздо более экстремальных условиях.
- Шрус-4. Применять эту смазку можно, но очень осторожно, многие эксперты ее не рекомендуют. Практика показывает, что она больше подходит для более грубых узлов трения.
- Смазывающие вещества с железом и цинком применять также не стоит. Эти составы созданы для подшипников качения и для ступицы автомобиля не подходят. Их назначение — промышленное оборудование.
- Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Эти продукты предназначены для консервации и для активного использования узлов и механизмов не подходят. Как они будут работать при высоких нагрузках неизвестно.
Виды смазок
В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.
- На литиевой основе. Популярные и доступные, с оптимальным соотношением цена/качество. Чаще всего используются автолюбителями. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
- Высокотемпературные. Работают при температурах, которые в обычных условиях практически не встречаются. Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов.
- На основе полимочевины. Привлекают внимание автолюбителей за их термостойкость.В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество — кальций-сульфанат.
- На основе молибдена. Используются реже, но тоже довольно часто. Однако у них есть один существенный недостаток — при контакте с водой в результате химической реакции появляется серная кислота. А она ускоряет износ деталей, к которым прикасается.
- Перфторполиэфирные. Высокотехнологичные, но слишком дорогие. Как правило, их используют в спортивных автомобилях (высокая скорость и значительные механические нагрузки). Обычному автолюбителю использовать их нет никакого смысла.
Маркировка смазочных материалов
Пару слов о маркировке смазочных материалов. В России обозначение смазки нормируется ГОСТом 3189-89. Условный знак пластической смазки – буква “С” (русская), обязательно с последующим цифровым индексом – С1, С2, С3 …. С17. У нас в стране наиболее популярны смазки следующих марок: ЛЗ-31 (С9) и ЛИТОЛ 24 (С17).
У зарубежных производителей своя маркировка. Чаще импортные смазки обозначаются в соответствии с классификацией NLGI:
NLGI LA и NLGI LB — используются в подшипниках и шарнирах шасси автомобиля;
NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC — применяются в сложных и ответственных узлах автомобилей, например в ступичных подшипниках.
Смазки для ступичных подшипников имеют NLGI 2 но могут иметь разные свойства.
Требования к смазке
При повышении температуры должна сохранять свою консистенцию и растекаться. Подшипники ступицы нагреваться до 100-200 градусов и испытывают серьезную нагрузку.
Сохранять стабильность своих свойств при низкой температуре. Вязкая смазка препятствует свободному вращению шариков (роликов) внутри подшипника, что приведет к задирам. В итоге значительно соркатится срок службы ступичного подшипника.
Должна быть водостойкой. Автомобиль довольно часто работает в мокрой среде, поэтому смазка должна обеспечивать хорошую защиту деталей от воздействия коррозии.
Должна быть нейтральна к деталям из полимеров и резины. В составе продукта не должно быть элементов, которые могут взаимодействовать с деталями из полимеров и резиновые изделия. Иначе продлевая срок службы подшипника придется менять сальники и пыльники из-за их преждевременного износа.
Действительно трудно выбирать из множества производителей смазок, но советуем обратиться к более известным, именитым брендам.
Например, смазка на основании молибдена от компании Castrol часто рекомендуется автомобилям, которые испытывают запредельные нагрузки. Дело в том, что молибден окутывает трущиеся детали сухим слоем и из-за этого возникает дополнительная защита механизмов. Также характерно для всего класса то, что данный вариант защищает от задиров.
Продукты от Molykote также довольно качественные, так в ассортименте есть термоустойчивая смазка, которая не вступает в реакцию с большинством материалов. Особенно интересен вариант Molykote BR 2 Plus, так как позволяет защитить подшипники от износа.
Подходящие (наш ТОП-14) смазки для подшипников ступицы
В Интернете ведется много споров по поводу использования того или иного состава. Утверждается, что лучшая смазка ступичных подшипников выбирается на основании нескольких факторов — рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля, эксплуатационных характеристик смазки (температурный диапазон, защитные свойства), личного опыта и предпочтений автолюбителя, а также цены.
Однако ни одного рейтинга с учетом всех перечисленных выше факторов я не встречал. Чаше всего их делают на основе отзывов автолюбителей. Как их учитывают, неизвестно. Поэтому рейтинг мы составлять не будем, дадим лишь свои комментарии к смазкам, которые испытывали или использовали сравнивая с показателями, заявленными производителем. А рейтинг по цене вообще не имеет смысла потому, что самая дешевая смазка может оказаться в итоге самой дорогой по причине недолговечности работы и, что хуже, выходу из строя дорогостоящего механизма.
Для передних ступичных подшипников
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE
Недорогая смазка на литиевой основе. Содержит термическую присадку SMT2, благодаря которой состав можно использовать и в случае высоких нагрузок. Эффективно снижает трение, подавляет гул колес, который часто возникает во время движения в случае недостатка смазки.
Плюсы:
Подходит для любых автомобилей (кроме гоночных)
Может переносить высокие нагрузки
Хорошие физические свойства
Минусы:
Не подходит для спортивных машин
Mobil Mobilgrease Special
Смазка на основе литиевого мыла и минеральных компонентов, которые делают состав термостойким. Можно использовать как в легковых, так и грузовых машинах, а также на автобусах, легкой строительной или сельскохозяйственной технике. Обладает комплексом присадок, снижающих расход.
Плюсы:
Отличная защита от ржавчины и задиров
Температурная устойчивость
Можно использовать в тяжелой технике
Минусы:
Значимых недостатков не обнаружено.
Castrol LMX Li-Komplexfett
Комбинированный состав, который содержит литиевые и минеральные компоненты, а также высокотемпературные присадки. Подходит для машин и механизмов с любым уровнем нагрузки. Не наносит вред окружающей среде.
Плюсы:
Комбинированный качественный состав.
Хорошие защитные свойства.
Высокая температурная устойчивость.
Минусы:
Редко продается в магазинах (рекомендуется покупать он-лайн).
Liqui Moly LM 50
Литиевая высокотемпературная смазка, адаптированная для использования на ступицах подшипников. Содержит комплекс синтетических присадок, которые делают возможным использование состава при высоких нагрузках. Помимо этого смазка эффективно устраняет задиры и ржавчину, легко наносится, долго хранится. Использовать состав можно на легковых машинах, грузовиках, автобусах, спорткарах.
Плюсы:
Отличные эксплуатационные характеристики.
Можно применять как на морозе, так и в сильную жару.
Подходит для транспортных средств с любым уровнем нагрузки.
Минусы:
Высокая стоимость.
Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2
Недорогая смазка на основе литиевого мыла, которая пользуется заслуженной популярностью в РФ. Состав адаптирован под тяжело нагруженную технику, включая грузовики, автобусы, спорткары. Содержит полезные присадки, снижающие расход смазочного состава.
Плюсы:
Подойдет для авто с любым уровнем нагрузки.
Пониженный расход состава.
Удобная упаковка.
Минусы:
Становится жидкой на сильном морозе.
EFELE SG-311
Смазка на синтетической основе, рекомендованная для использования в холодное время года. Смазка эффективно снижает трение, подавляет коррозию, минимизирует риск задиров, смазывает все подвижные элементы. Подходит как легковых, так и тяжело нагруженных машин.
Плюсы:
Прекрасные эксплуатационные характеристики.
Совместима с другими смазками.
Подходит для авто с любым уровнем нагрузки.
Крупный минус:
При температуре окружающей среды выше +40 градусов, поскольку она начнет быстро испаряться
ВНИИНП-261 Сапфир
По факту это авиационная смазка, которую можно использовать и на автомобильных подшипниках. Отличается прекрасными техническими свойствами – снижает трение, препятствует образованию окислов, не угорает и не испаряется при нагрузках. Подойдет для тяжелонагруженных машин и механизмов, включая спортивные машины, сельскохозяйственную технику и станки. Продается только в большой таре.
Плюсы:
Прекрасные технические свойства.
Подойдет для авто с любым уровнем нагрузки.
Можно долго хранить.
Минусы:
Нецелесообразно использовать в случае легковых авто (очень высокая цена), редко продается он-лайн.
Для задних ступичных подшипников
Литол 24
Недорогой состав на основе литиевого мыла и полезных присадок. Хорошо смазывает металлические поверхности и минимизирует трение. Защищает металл о механических и химических повреждений. Литол легко найти в продаже.
Плюсы:
Хорошие технические свойства.
Очень низкая стоимость.
Широкая доступность.
Минусы:
Не подойдет для тяжело нагруженных автомобилей (спорткары, грузовики с тяжелыми грузами).
МС-1000
Недорогая смазка на основе литиевого мыла и присадок. Содержит ряд дополнительных компонентов, которые улучшают антикоррозийные свойства смазки. Активно подавляет трение, снижает уровень шума и гула во вращающемся механизме транспортного средства.
Плюсы:
Хорошая защита против коррозии и задиров.
Высокая стабильность при нормальных условиях использования.
Активное снижение трение, полезные присадки.
Минусы:
Состав не подходит для тяжело нагруженных автомобилей.
Slipkote High Temp Wheel Bearing Grease
Водостойкая минеральная смазка для подшипников, которая хорошо подходит для смазывания задних ступиц. Ею можно смазывать ступицы, как легковых, так и тяжелонагруженные автомобилей (кроме спорткаров). Содержит множество полезных присадок, улучшающих физические свойства состава и его срок годности.
Плюсы:
Хорошие водоотталкивающие свойства.
Можно использовать для тяжело нагруженной техники.
Минусы:
Плохо показывает себя при сильных морозах
RW Grease U 100 HV 2
Минеральная смазка для подшипников на основе полимочевины. Подходит для легко нагруженной техники и благодаря ряду присадок эффективно снижает трение. Рекомендуется применять водителям, которые любят быструю езду, но беспокоятся о состоянии подшипников. Состав продается как онлайн, так в магазинах, а риск нарваться на подделки исключен.
Плюсы:
Подойдет для высокоскоростных автомобилей.
Хорошие физические свойства.
Высокая стабильность на холоде и в жару.
Широкая доступность.
Минусы:
Не подойдет для тяжело нагруженных ТС.
ARAL Radlagerfett
Смазка на основе литиевого мыла с добавлением присадок, которые сохраняют густоту смазки при высоких нагрузках и температурах. Подойдет для любых транспортных средств, включая тяжело нагруженную технику. Сохраняет стабильность в широком диапазоне температур — в жару и при морозе. Подавляет трение, минимизирует риск задиров, не дает пену при высоком давлении.
Плюсы:
Подойдет для ТС с любым уровнем нагрузки.
Отличные технические характеристики.
Сохраняет стабильность при температурных перепадах.
Продается он-лайн и в магазинах.
Минусы:
Значимых недостатков не обнаружено.
AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS
Дорогая, но очень качественная смазка для задних подшипников. Отличный выбор для тяжелонагруженной техники (автобусы, грузовики, спортивные машины, различная техника). Выполнена на основе минерального масла с добавлением полезных экологических присадок. Не дает пену при использовании, не представляет угрозы для окружающей среды.
Плюсы:
Отличные технические свойства.
Выдерживает большие нагрузки.
Низкий расход.
Минусы:
Высокая стоимость.
Valvoline Moly Fortified MP Grease
Смазка на основе литиевого мыла с добавлением молибденовых присадок. Идеально подходит для тяжелонагруженной техники – грузовики, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника.
Плюсы:
Минимизирует степень трения.
Борется с задирами и ржавчиной.
Обладает большим сроком годности и не портится при хранении.
Подходит для тяжело нагруженной техники.
Хорошо переносит морозы и жару.
Минусы:
Не отмечено.
Кроме перечисленных выше смазок для ступичных подшипников есть большое количество других составов:
Смазка № 158 (ТУ 38.101320-77) | для высоконагруженных узлов трения с небольшими скоростями |
SKF LGWA 2 | антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок |
Total MULTIS COMPLEX S2 A | полусинтетическая универсальная смазка |
Mobilgrease XHP 222 | универсальная смазка с отличными свойствами |
CHEVRON DELO GREASE EP 2 | смазка для защиты высоконагруженных деталей |
Chevron SRI | высокотемпературная смазка для роликовых и шариковых подшипников |
Total Altis SH2 | смазка с пожизненным сроком службы |
Mobil 1 Synthetic Grease | смазка для автомобильных шасси и подшипников |
Циатим-221 | термостойкая многоцелевая смазка |
Molykote Longterm 2/78 g | смазка с антифреттинговыми свойствами для высоконагруженных узлов |
StepUp HI -Temperature Universal Lithium Grease w/SMT2 | универсальная высокотемпературная литиевая смазка для шасси |
Tomflon ER 2 | универсальная многоцелевая литиевая смазка грузового автотранспорта и тяжёлой техники |
При выборе той или иной смазки почитайте не только рекламные описания, но и технические параметры, отзывы автовладельцев в Интернете. Не все из них реальные или написаны людьми, которые разбираются в смазках, но дополнительную пищу для размышлений и выводов получите. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, как говорят, с запасом, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях. Для ступичных нужно выбирать среди пластичных смазок на литий-комплексном загустителе, вязкость около 200 и NLGI 2.
Особо продвинутые эксперты говорят, что для ступичных подшипников лучше применять высокотемпературные смазки на основе полимочевины. Они защищают от коррозии и рассчитаны на тяжелые условия работы и при этом сохраняют свои характеристики. При относительно низкой цене вполне за практически вечную смазку, идеально подходят для высокоскоростных подшипников.
И, как они утверждают, все остальные на базе лития/молибдена/графита надо задвинуть далеко на полку. Они коксуются, испаряются, густеют, вызывают коррозию, имеют разные другие риски и т.д. Проще говоря эти смазки малоценны и интересны только лишь своей низкой ценой на небольшой отрезок времени, когда нет возможности купить другие. Или рассчитаны для тех, кто не в курсе, что есть другие более качественные смазки по приемлемым ценам. Это не считая смазок PFPE, они значительно дороже.
Выбирая смазку, главное — определитесь с местом применения и условиями дальнейшей эксплуатации автомобиля или механизма, а соответственно, и подшипников в нем. От этого зависит тип смазки, ее назначение и свойства. Плюс внимательно читайте рекомендации по применению материала и сравните хотя бы 3-4 варианта между собой.
Например, можно рекомендовать использование смазки подшипников под определенную ситуацию:
- В строительной технике, когда детали подвергаются вибрации, хорошо сработает Mobil Mobilgrease Special.
- Из высокотемпературных смазок обратите внимание на Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2, она того стоит.
- В ступицы автомобилей отлично подходит Luqui Moly LM 50. Для строительного инструмента подходящим вариантом может быть Castrol LMX Li-Komplexfett.
В любом случае, какую бы смазку Вы не выбрали, внимательно прочитайте инструкцию по применению и рекомендации производителя.
Если Вы хотите копнуть глубже и погрузиться в материал основательнее, посмотрите интересное видео:
Научный подход к выбору ПРАВИЛЬНОЙ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СТУПИЦЫ — это ОТЛИЧНЫЙ НАКАТ и долгая жизнь!