В этой статье поговорим о том, что такое раскоксовка двигателя и для чего она нужна. Вы узнаете, что бывает, если не обращать внимание ухудшение работы двигателя, которое происходит по причине его чрезмерного загрязнения.
Прочитав статью Вы сможете лучше представлять процесс именно раскоксовки (не путайте с промывкой — это разные процессы) и сможете выбрать состав, который реально поможет двигателю вашего автомобиля.
Содержание
Что такое раскоксовка?
Что там, внутри современного двигателя?
Основные причины закоксованности двигателя.
Как раскоксовать двигатель без разборки?
Составы для раскоксовки. Что купить?
Подведем итоги
Что такое раскоксовка?
Раскоксовка двигателя — самая распространенная операция по восстановлению первоначальных характеристик двигателя. Обычно её совмещают с заменой масла.
Суть раскоксовки заключается в разрыхлении нагара и его безопасном удалении.
Составы раскоксовки попав в цилиндр:
- вступают в реакцию с твёрдыми отложениями кокса и размягчает их до такой степени, чтобы они могли отпустить поршневые кольца,
- «пробивают» отверстия маслодренажа под расширителем.
В результате раскоксовки:
- часть отложений вместе с препаратом сразу ходит в масляный поддон,
- теперь уже мягкий кокс после запуска двигателя компрессией вытесняется в поддон,
- часть останется на стенках цилиндров, сгорает и выходит через систему выпуска отработавших газов.
При этом раскоксовка производится по одному из двух существующих методов:
Статическое раскоксовывание поршневых колец. Растворение и вымывание нагара из системы поршневых колец при помощи химического состава с повышенной проникающей способностью, вводимого в камеру сгорания через свечные отверстия с находящимися в состоянии покоя поршнями до 24 часов.
Динамическое раскоксовывание поршневых колец. Суть этого метода заключается в том, что раскоксовывание поршневых колец и очистка камеры сгорания от нагара происходит во время работы двигателя, т.е. в динамике. При этом продукты отложений, в виде непродолжительного дымления, выводятся через выхлопную систему, не попадая в масло.
В первом случае замена масла обязательна, во втором — нет, потому что не только сами составы не влияют на масло, но и продукты отложений, в виде непродолжительного дымления, выводятся через выхлопную систему, не попадая в масло.
Что там, внутри современного двигателя?
Как показывает практика, применять средства для раскоксовки нужно практически на всех современных двигателях. И вот почему. Поршни многих современных двигателей сделаны с очень маленьким преднатягом поршневых колец, под расширителем маслосъёмных колец очень маленькие отверстия маслодренажа и саму юбку поршня делают очень короткой.
Цель таких нововведений одна — снизить сопротивление трению и сохранить на стенках цилиндров масляную плёнку, чтобы помочь скольжению верхней части поршня и компрессионных колец.
В итоге масляная плёнка, остающаяся в зоне работы поршневых колец, со временем спекается в углеродистые отложения и забивает отверстия маслодренажа под расширителем маслосъёмных колец. В итоге маслосъёмные кольца закоксовываются и перестают работать, а масляная плёнка остается на стенках цилиндров. Теперь уже начинают достаточно быстро закоксовываться компрессионные кольца, которые вместо маслосъемных начинают стягивать масло.
А учитывая более высокую температуру в зоне работы компрессионных колец, то даже хорошие масла при таких температурах не способны достаточно долго сохранять свои свойства. Если масло качественное, оно будет просто сгорать не оставляя зольных, углеродистых отложений. Гораздо хуже обстоит дело, если масло невысокого качества и склонно к образованию отложений даже на деталях двигателя работающих при температуре 90-100 С.
Это одна из причин, почему нужно применять низкозольные термостабильные масла не подверженные образованию лаковых или углеродистых отложений.
Надеюсь, Вы уже представляете, зачем нужна раскоксовка и дополнительно это объяснять не надо. И современные двигатели в этом списка стоят на первом месте. Ведь практически любой современный мотор, работающий в городском режиме, точно будет иметь закоксованные поршневые кольца где-то к 30-40 тыс. км пробега.
Основные причины закоксовки двигателя
Некачественное топливо является одной из основных причин образования кокса и нагара. На таком топливе в камере сгорания двигателе достаточно быстро образуется нагар. Днища поршней, клапана и стенки камеры сгорания постепенно обрастают нагаром и углеродистыми отложениями от несгоревшего топлива. В результате ухудшается теплоотвод, что еще быстрее приводит к закоксовыванию поршневых колец потере их подвижности.
Как это ни покажется странным, но образованию нагара помогают присадки в топливо для повышения октанового или цетанового числа.
Плохая работа маслосъемных колец. Маслосъёмные поршневые кольца уже не справляются с идеально чистым снятием масла со стенок цилиндров. В итоге часть масла все-таки попадает в камеру сгорания, что, в свою очередь, еще более увеличивает образование нагара.
Отложение лаков в канавках поршневых колец, на боковой поверхности поршня и стенках цилиндров. Нагар и лак на верхней кромке поршня ускоряют износ цилиндра. Лак в поршневых канавках и попавший туда выкрошившийся нагар лишают подвижности поршневые кольца, уменьшая компрессию.
Уменьшение проходных сечений впускных и выпускных клапанов. Нагар, попавший под клапан, ведет к его не плотной посадке в седло, что влечет за собой прогорание клапана. Неплотное закрытие клапанов приводит также к значительному падению компрессии, соответственно — потере мощности.
Толстый слой отложений на клапанах существенно ухудшает свойства двигателя. Особенно опасны отложения на обратной стороне тарелки впускного клапана: они действуют как губка и впитывают в себя топливо. Двигатель вынужден работать на обедненной смеси. В результате возможно детонационное сгорание топливной смеси и повреждения двигателя.
Увеличение расхода масла на угар. Заполнение зазора между поршневой канавкой и кольцом приводит к его распиранию, в результате чего давление на стенки цилиндра резко возрастает. В итоге износ гильзы цилиндра и колец ускоряется, что может привести к образованию задиров на стенках гильзы.
Стиль вождения. Частая езда на непрогретом двигателе с небольшой нагрузкой, езда на малых оборотах, стояние в пробках, зимняя езда — все это способствует интенсивному накоплению нагара на поверхностях деталей камеры сгорания.
Излишне большое количество нагара ведет к появлению детонационных явлений, что уменьшает мощность двигателя и увеличивает потери на трение и износ цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма двигателя.
В результате процесс идет по нарастающей, что приводит:
- к падению компрессии в цилиндрах,
- снижению мощности двигателя,
- плохому запуску,
- перерасходу топлива и масла,
- увеличению токсичности отработавших газов.
Кроме этого, в критических случаях при сильном нагаре возможен самозапуск двигателя после остановки, т.к. объем камеры сгорания заметно уменьшается и частицы нагара продолжая тлеть, воспламеняют топливо и двигатель продолжает работать.
А ещё процессу закоксовки колец и образованию нагара способствуют:
- перегрев двигателя, даже краткосрочный
- использование некачественного или неподходящего под стиль вождения масла,
- несвоевременная замена масла,
- повышенный тепловой режим работы двигателя (плохо работает термостат, низкий уровень охлаждающей жидкости, засорена система охлаждения и т. д.)
- долгая стоянка автомобиля,
Признаки необходимости в проведении раскоксовки:
- основной признак — это повышенный расход масла,
- повышенная дымность выхлопа и появление синего оттенка выхлопных газов,
- большое количество газов на выходе из сапуна,
- большое количество черного нагара на выходе из выхлопной трубы,
- падение мощности двигателя (определяется по ухудшившейся тяге и динамике разгона автомобиля),
- появление детонации (обычно она появляется при резком нажатии на педаль газа),
- ухудшение запуска двигателя (особенно при низких температурах).
Как раскоксовать двигатель без разборки?
При сильной закоксовке колец, удаление отложений возможно только механическим путем с разборкой двигателя Это требует времени, сложно и дорого! Чтобы не доводить двигатель до такого состояния, необходимо через каждые 30-50 тыс. км пробега проводить раскоксовку колец двигателя. Тогда Вы сможете сделать это без разборки двигателя с помощью одного из составов для раскоксовки двигателя. Процедура совсем несложная и ее сможет выполнить практически любой автолюбитель.
Состав заливают в каждый цилиндр прогретого двигателя через свечное отверстие. Препарат размягчает нагар, чтобы он затем сгорал без образования твердых частиц и не повредил нейтрализатор. Попадая на днище поршня жидкость, проходит через зазоры компрессионных колец, поступает в их канавки в поршне. Далее — на маслосъемные кольца и в поддон двигателя. Из-за трудного доступа очистка канавок под компрессионные кольца слабее, маслосъемные моются еще хуже. Иногда приходится повторять обработку через небольшой пробег.
Чтобы расшевелить маслосъемные кольца есть составы, которые заливаются непосредственно в масляную систему двигателя. Вперемешку с маслом активный состав циркулирует в системе под давлением и попадает во все труднодоступные для статичного состава места.
Выполняя раскоксовку поршневых колец нужно иметь ввиду, что есть несколько способов и препаратов, которые неплохо справляются с своей функцией.
Есть два способа раскоксовки двигателя
Мягкая очистка подразумевает очистку от нагара только поршневых колец двигателя. Состав добавляется в моторное масло за 100-200 км до его замены. Вплоть до самой смены масла двигатель нужно эксплуатировать в щадящем режиме, избегая эксплуатации на максимальных оборотах. По замыслу производителей таких препаратов, химический состав раскоксователя должен аккуратно воздействовать на нижние маслосъемные поршневые кольца, которые чаще всего подвержены залеганию.
Ускоренная очистка заключается в заливке определённой автохимии в цилиндры двигателя через свечные отверстия. На данный момент это самый действенный вариант раскоксовки, который активно используется как автовладельцами самостоятельно, так и в автосервисах.
В идеале лучше применять эти два способа совместно:
- добавить в моторное масло промывку масляной системы с эффектом раскоксовки колец, проехать 100-200 км,
- после этого сделать ускоренную раскоксовку цилиндров,
- и обязательно поменять масло.
Составы для раскоксовки. Что купить?
По хорошему подходить к решению проблемы угара масла и очистки двигателя надо комплексно.
Если нагара и лака на деталях немного, используем жидкий или пенный составы (зависит от Вашей задачи). Они помогут размочить кольца и почистят другие детали двигателя от отложений, но лишь сверху.
- Если кольца залегли основательно, делаем комплексную обработку:
- сначала заливаем моющий состав в масло для мягкой промывки с частичной раскоксовкой «снизу»,
- потом непосредственно в цилиндры — делаем ускоренную раскоксовку для устранения последствий угара масла,
- завершаем применением восстановительно-антифрикционных составов, обеспечивающих защиту деталей ЦПГ от износа и закоксовки при дальнейшей эксплуатации.
Раскоксовка Mitsubishi Shumma Engine Conditioner
Этот очиститель — ускоренная раскокстовка, активная пена-растворитель на нефтяной основе, состоит на 20% из этилен глюколя и моноэтил эфира, пахнет нашатырем. . Показывает хороший результат при замачивании клапанов и поршней. Там, где нагар не отъело, он станет мягкий и легко удаляется механическим путем.
Вводится в цилиндры через трубочку. Выдерживается 30 мин, но согласно рекомендации наиболее эффективна при выдержке от 3-х до 5-ти часов. К маслосъемным колпачкам не агрессивна. Одного баллона хватает лишь для раскоксовки двигателя объемом 1,5 л.
Раскоксовывающее средство справляется с нагаром на поршнях, кольцах, клапанах и камеры сгорания. Может применяются не только без разборки двигателя, в нем также можно замачивать детали поршневой группы для удаления шлама.
Плюсы:
Быстрая и качественная раскоксовка колец и клапанов,
Можно чистить нагар на поршнях, дроссельных заслонках и egr,
Используется без вскрытия мотора,
Можно замачивать и разобранные детали.
Минусы:
Очень дорогое,
При попадании на пластиковые элементы (например, фары) или кузов оставляет мутный след.
Раскоксовка Gzox
Состав предназначен для чистки форсунок и карбюраторов, но хорошо себя зарекомендовало и при раскоксовке двигателя. Хорошо удаляет углеродистые отложения, смолы и прочие загрязнения.
В состав входит нефтяной растворитель и этилгликоль. Создает маслянистую пленку на поверхности, поэтому несмотря на то, что похож на средства из раздела ускоренных раскоксовок, действие намного мягче.
Рекомендуется применять в качестве профилактики каждые 10 тыс км.
Балона 300 мл хватает для большинства автомобилей с двигателем 1,5 — 1,8 литра, а также достаточно для V-образного 6-ти цилиндрового двигателя.
Результаты тестов показали, что хорошо чистит от нагара поршень и способен расшевелить кольца. Но вот открыть сильно зацементированные коксом отверстия поршней все же не может.
Плюсы:
Применяется для чистки карбюратора, дроссельной заслонки, инжекторов и раскоксовывает кольца;
Мягкое влияние на поршневую;
Хватит для раскоксовки шестицилиндрового двигателя.
Минусы:
Не раскоксовывает масляные каналы;
В составе — нашатырь, который агрессивен к алюминию.
Завышенная цена.
Раскоксовка ICC300 cleaner
Очиститель EFI и карбюратора на водной основе и имеет хорошую эмульгированность (растворимость с маслом). Состав: оксид лаурилдемитиламина, 2-бутоксиэтанол, 3-метил-3-метоксибутанол. Слабо испаряемый и хорошо размягчает шлам. В результате проникновения в масло и недолгой работе двигателя после раскоксовки благоприятно влияет на промывку масляной системы.
Как и предыдущий образец не является средством именно для раскоксовки, но тем не менее неплохо справляется с такой задачей. А вот открыть масляные каналы данной жидкостью не получится. Подойдет для устранения закоксовки после длительной стоянки автомобиля, когда залегают кольца.
Заливается исключительно на прогретом до 70?, Для результата нужно около 12 часов.
Аналог Gzox, стоит дешевле, но и в результативности незначительно проигрывает.
Плюсы:
невысокая стоимость
хорошо очищает масляную систему под кольцами
одного баллона хватает для очистки дроссельной заслонки и нагара на поршнях,
Минусы:
слабый эффект при комнатной температуре.
Раскоксовка VeryLube (Хадо)
В составе моющее-диспергирующие компоненты, углеводороды алифатического ряда. Раскоксовка-антикокс призван быстро очищать цилиндры, поршни и камеры сгорания от всех видов загрязнений (нагара, кокса, лаков, смол), а также возвращать подвижность кольцам бензиновых и дизельных двигателей.
Но на самом деле едва справляется с очисткой поршней, не говоря уже о масляных каналах. Значительно хуже, чем предыдущие составы, но если применять на несильно закоксованом моторе, то вполне может справиться. Первый запуск после раскоксовки будет очень трудным.
Может использоваться для промывки маслосистемы двигателя. Производитель убеждает что после применения не требует замены моторного масла. Однако, учитывая разжижение масла, его все же лучше поменять
Хоть и безопасен для резиновых изделий, производитель все же рекомендует избегать попадания на лакокрасочное покрытие.
Одного баллончика объемом 250 мл. хватает для чистки 4-х цилиндрового двигателя.
Плюсы:
Есть выбор по требуемому объему,
Используется для чистки поршней при вскрытии мотора,
Можно сразу промыть и масляную систему двигателя.
Минусы:
Слабоэффективное при сильной закоксованости;
Процедуру нужно повторить несколько раз подряд.
Возможно взаимодействие с лакокрасочным покрытием
Раскоксовка Greenol Reanimator
Удаляет нагар, отмывает поршень, восстанавливает подвижность колец и способно размягчить отложения в масло отводящих каналах. В составе химии мощные растворители, а именно: селективные органические, очищенные нефтяные дистилляты, функциональные добавки.
Этот российский продукт для удаления нагара и лаковых отложений не отвечает международным нормам экологической безопасности.
Действует быстро, но не безопасно. Владельцем автомобилей с крашеным внутри поддоном стоит удержаться от его применения.
Плохо влияет на маслосъемные колпачки
Справляется лишь со средней закоксованностью.
Плюсы:
Большой объем хватит для раскоксовки 3,5 литрового двигателя,
Хорош при использовании отдельных деталей (клапанов, цилиндров).
Минусы:
Разъедает краску,
Агрессивен к резиновым деталям.
Раскоксовка ЛАВР МЛ-202
Жидкость для удаления нагара с поршней, его канавок и колец не разбирая двигателя. Представляет собой комплекс поверхностно-активных веществ и направленных растворителей разной химической природы. В обязательно порядке требует замены масла, поэтому рекомендуют применять её перед плановым ТО.
Но как показывают реальные результаты, его действие на уровне ацетона с керосином, — очень посредственно. Хотя создает куда более агрессивную среду. В ходе неоднократных испытаний практика показала, что после этого состава нагар все же остается. Всеми заявленными производителем свойствами не обладает.
Применим для экспресс очистки при регулярном применении. В случае запущенного двигателя пребывание жидкости в цилиндре 12- 24 часа. Хоть отмывает нагар в камере и на рабочих поверхностях поршней с раскоксовкой маслосъёмных колец справляется далеко не всегда. Количество жидкости рассчитано для раскоксовки мотора с объемом чуть выше 2.0 литров.
Плюсы:
Средний уровень очистки
Минусы:
Исключительно профилактика, поэтому не эффективно при залегании колец и расходе масла.
Раскоксовка Эдиал (по факту — очиститель)
Присадка к топливу из-за чего относится к мягкому способу очистки. Поэтому замену масла можно не делать, но вот свечи все же рекомендуется поменять. Средство предназначено для удаления нагара с деталей камеры сгорания. Не содержит щелочь, кислоту или растворители.
Убирает кокс с поршней и частично с колец, очищает от отложений клапана, их седла, а также свечи. Препарат содержит поверхностно-активные вещества (ПАВы), обладающие огромной проникающей способностью. Не смотря на это все равно не очищает от лаковых отложений кольца и масляные каналы.
Один флакон 50 мл в расчете 40-60 литров топлива. По заявленным производителем характеристикам создаёт активную защиту в виде тонкой пленки на поверхности деталей поршневой группы, которая препятствует появлению нагара. Активизация моющих присадок происходит в движении свыше 60 км/ч.
Плюсы:
Не требуется замена масла после применения;
Очистка происходит в движении;
Не требуется придерживаться специальной инструкции.
Минусы:
Исключительно профилактика не позволяющая расшевелить кольца если залегли;
Нужно как минимум пол бака топлива дабы пропорционально влить средство и выкатать его.
Раскоксовка СУРМ
Состав специальный композитный материал — комбинация активных реагентов и поверхностно-активных веществ (ПАВ). В отличии от всех вышеперечисленных составов, раскоксовка СУРМ основана на динамическом методе раскоксовки колец и очистки камеры сгорания. Это, так называемый, антифрикционный способ, создающий условия для дальнейшего самоочищения за счет электрохимической реакции под воздействием процессов, происходящих в ЦПГ во время работы двигателя (давление, взрывы, вибрация, высокая температура).
Убирает кокс с поршней и колец, очищает от отложений клапана, их седла, а также свечи.
При комплексной обработке (промывка в масло+раскоксовка) очищает от лаковых отложений кольца и масляные дренажные отверстия и отводящие каналы.
Сразу после применения рекомендуется проехать не менее 20 км для усиления эффекта. Полный эффект проявляется при пробеге не менее 100 км. Не влияет на свойства масла, поэтому масло не менять.
Может применяться тремя способами:
- на неработающем двигателе заливается через свечное отверстие,
- на работающем двигателе — через впускной коллектор,
- можно залить прямо в масло (для ленивых)
Плюсы
Приемлемая стоимость
Быстрая и качественная раскоксовка колец и клапанов,
Справляется с сильной закоксованностью.
Препятствует созданию нагара за счет создания антифрикционного покрытия.
Не требует смены масла
Минусы
Требует точного соблюдения инструкции по применению.
«Народные» раскоксовки
Иногда, для раскоксовки используют народные средства. Сомнительное мероприятие, поэтому описывать их не будем, дадим лишь общую информацию.
Раскоксовка ацетоном с керосином
Это старый “дедовский” рабочий способ, который достаточно хорошо работал на ВАЗовских моторах при советском качестве топлива и масла. Можно «вылечить» незначительное залегание поршневых колец вследствие нагара или после долгого простоя автомобиля. Подходит для откисания деталей поршневой группы, когда мотор разбирают для капитального ремонта.
Раскоксовка Димексидом
Это антибактериальный медицинский препарат, продается в аптеках без рецепта и недорого. Эффект есть, но это средство слишком агрессивно и имеет побочные эффекты. Оно смывает графитовое покрытие с поверхности поршня, приводит к потере формы пластиковых и эластичности резиновых деталей. Вспучивает краску на стальном поддоне, которая отслаивается крупными фрагментами и потом прилипает к сетке маслоприемника. Последствия от его применения часто бывают плачевными.
Подведем итоги
Основным показателем начала проблем, связанных с закоксовкой, является разброс компрессии по цилиндрам.
Необходимо периодически проводить раскоксовку и современные двигатели не исключение даже, наоборот, стоят первые в очереди.
Есть два метода раскоксовки (статический и динамический). Предпочтительней — динамический.
Большинство средств имеют в своей основе один и тот же статический метод раскоксовки. Отличие исключительно лишь в выдержке состава внутри двигателя.
Некоторые производители раскоксовок из-за их агрессивного воздействия рекомендуют держать средство не более 2-3 часов.
Практически все составы заливаются в прогретый, но не сильно горячий мотор. После какого-то времени остатки откачивают, продувают цилиндры, короткими запусками стартера прокручивают КВ.
Для лучшего эффекта специалисты рекомендуют раскоксовывать двигатель автомобиля в два или три этапа:
- сначала использовать мягкую промывку масляной системы (100-150 км),
- а затем (возможно в момент смены масла) — ускоренную раскоксовку.
- в тех случаях, когда проявился эффект (поднялась компрессия) следует провести антифрикционную обработку ЦПГ для закрепления эффекта и защиты деталей от появления нагара и закоксовки при дальнейшей эксплуатации.
В случае, когда после первых двух этапов продолжается большой расход масла, надо устранить эту причину заменой маслосъемных колпачков.
Чтобы залегшие кольца не стали поводом грандиозного ремонта рекомендуется периодически проводить раскоксовку. Рекомендуется делать это каждые 20-30 тыс.км.
Если составы заливать в цилиндры, когда там совсем уже все плохо, то можно лишь навредить.
Существует вероятность, что после раскоксовки машина вовсе не заведется. Такое часто случается когда залегли кольца, сильно изношенные и с большим количеством нагара.
Некоторые из раскоксовок достаточно агрессивны. В случае, когда поддон не литой алюминиевый, а штампованный жестяной (он окрашен с 2 сторон) вещества раскоксовки попадают в масляный поддон и оседают там ниже масла (они тяжелее). Там они вступают в реакцию с краской поддона. Такие раскоксовки разлагают краску, герметик на крышке цепей, на стыке блока и картера.
Раскоксовка Mitsubishi Shumma довольно качественно справляется с раскоксовкой колец и клапанов, может очистить нагар на поршнях, дроссельных заслонках и EGR. Однако, как отмечают автолюбители, достаточно дорогой продукт.
По имеющейся информации самый агрессивный препарат, который применяли эксперты, — это VeryLube антикокс от Хадо. Он, скорее всего, справится даже застарелыми отложениями кокса, но попав в поддон, моментально начнет разлагать краску и герметик.
Раскоксовка Mitsubishi Shumma также достаточно агрессивная, что ограничивает ее использование на двигателях с жестяным поддоном.
По результатам тестов раскоксовка Gzox более мягкая, хорошо чистит от нагара поршень и способна расшевелить кольца, но с сильными загрязнениями, скорее всего не справится .
Отечественные препараты Лавр и Римет имеют меньшее количество агрессивных веществ и, скорее всего, не нанесут сильного урона двигателю, но и раскоксовка ими занимает гораздо больше времени и при сильном загрязнении имеет небольшой эффект.
Раскоксовка СУРМ отлично справляется со свой задачей: убирает кокс с поршней и колец, очищает от отложений клапана, их седла, а также свечи.
При комплексной обработке «снизу и сверху» (промывка в масло+раскоксовка в ЦПГ) очищает от лаковых отложений кольца, масляные дренажные отверстия и отводящие каналы, т.е практически все поверхности, где есть нагар и загрязнения.
Надеюсь, теперь раскоксовка, что это такое и зачем нужна, для Вас не является тайной за семью печатями. Теперь Вы во всеоружии и с большим знанием дела сможете либо сами, либо с помощью мастеров подлечить свой автомобиль.
Всем удачи!
P.S. И напоследок. Если есть желание, можете посмотреть видео с разбором применения разных раскоксовок