В этой статье в сжатом виде без наукообразных рассуждений дана информация о самых распростаненных смазочных материалах, которые применяются практически в каждом механизме, за исключением уж совсем специфичных.
Прочитав эту статью Вы узнаете, для чего применяется литиевая смазка, сможете лучше ориентироваться выбирая смазку для своего агрегата или автомобиля. При этом наверняка сможете экономить, не поддаваясь на рекламные уловки, или, наоборот, выберете более качественные материалы там, пусть они будут немного дороже.
Содержание
Где применяется литиевая смазка
Некоторые познавательные факты о смазке на литиевой основе
Известные производители
Преимущества и недостатки литиевой смазки
Про мифы из прошлого
Как часто нужно менять литиевую смазку для подшипников
Применение специальных средств, повышающих качество литиевых смазок
Последствия неправильного выбора и применения смазки
Подведем итоги
Сначала расскажем о том, где применяется литиевая смазка, потом приведем некоторые данные о литиевых смазкаи поговорим о том, где оправдано ее применять, а где, наоборот, лучше не стоит.
Где применяется литиевая смазка
Начнем с того, где нельзя применять смазки на литиевой основе
Смазки на литиевой основе нельзя применять:
- в деталях и узлах, где трущиеся детали изготовлены из алюминия или его сплавов.
Как показали эксперименты литиевая смазка не взаимодействует с алюминием. Но лишь до тех пор, пока не появится влага. А вот продукты окисления начинают активно взаимодействовать с алюминием разрушая его структуру. Согласитесь, гарантировать на все 100%, что в узле трения влага не появится — это практически нереально, поэтому лучше не рисковать и не применять литиевую смазку там, где хоть она может соприкасаться с алюминием, - в узлах, в которых обе или хотя бы одна из трущихся деталей изготовлена из пластмассы. История почти такая же и чем выше температура в узле трения, тем быстрее будет ухудшаться прочность изделий из пластмассы,
- не рекомендуется литиевая смазка и для замков автомобиля потому, что, как правило, в них используются вышеуказанные материалы.
Применение литиевой смазки в автомобилях
Тревожным звоночком о необходимости смазать какой-либо узел являются нехарактерные для нормально работающего механизма посторонние звуки: хруст, скрип, стук, жужжание и пр. Кроме того, рекомендуется и профилактическая смазка металлических деталей машины не только при ее консервации, но и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.). Но только, кто ее делает? Вот и я о том же.
Как показывает практика, литиевые смазки достаточно выносливые. И если смазка еще относительно живая, то она обычно справляется даже в таких ситуациях.
Однако, следует помнить,что использовать один состав смазки на все случаи жизни не получится. Литиевые смазки с разными свойствами необходимо применять строго по назначению. Разные узлы автомобиля испытывают разные нагрузки и воздействия, поэтому требуют разные составы смазок, иногда с совершенно противоположными свойствами.
В автомобиле литиевые смазки можно использовать практически на всех узлах. Чаще всего они встречаются:
В подвеске. Литиевые смазки применяют для шаровых опор, (вариант смазки с примесями графита),
В рулевом механизме. В частности, литиевая смазка забивается внутрь пыльников рулевых наконечников;
При креплении различных элементов. Все резьбовые соединения принято смазывать литиевой смазкой, чтобы они не ржавели, не разрушались и не «прикипали»;
В подшипниках и шестеренчатых передачах. Эти детали есть почти во всех узлах, где выполняется механическая работа. Например, подшипник водяного насоса, генератора, ступичные подшипники. В машинах с приводом на задний мост этот состав закладывают в крестовину кардана.
В ШРУСах. Для шариковых шарниров рекомендовано применение литиевых смазок с добавлением дисульфида молибдена. Для триподов используют более текучие составы без твердых добавок. Такие смазки хорошо предохраняют от истирания детали, работающие при больших скоростях особенно при пониженных или повышенных температурах или в моменты критического кратковременного нагрева, вплоть до 150ºC.
Подробно о том, какие смазки лучше применять для смазки шариковых ШРУСов и ШРУСов типа трипод читайте здесь
Троса, цепи и резьбы. Трущиеся детали автомобиля смазывают литиевыми составами, содержащими в качестве присадки тефлон. Он защищает открытые детали от коррозийных повреждений и истирания.
В резьбовых и шарнирных соединениях литолы применяются для снижения коррозии. Резьба, смазанная этим составом, не ржавеет со временем, даже если на нее попадают брызги из луж или конденсат. Это упрощает работу, когда нужно снять деталь, зафиксированную резьбовым соединением.
Труднодоступные узлы обрабатываются литолами, содержащими кондиционеры;
Большинство других узлов и деталей обрабатываются универсальными смазками, имеющими сбалансированные составы присадок.
Кроме этого литиевые смазки активно применяют для обеспечения шумоизоляции, смазывая скрипящие и трущиеся друг о друга детали.
Важно заметить, что в продаже можно встретить сотни вариантов литиевых смазок. Чтобы выбрать правильный вариант, подходящий конкретно для решения Вашей задачи, ознакомьтесь с инструкцией от производителя.
Некоторые познавательные факты о смазке на литиевой основе.
В нашей стране литиевая смазка была впервые разработаны в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности еще в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Отсюда и название до сих пор достаточно популярной смазки по аббревиатуре НИИ, её разработавшего — ЦИАТИМ.
Описание и характеристики литиевой смазки
Смазку на литиевой основе (литол) физики называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, эта смазка не течет и ведет себя, как твердое тело. В момент приложения силы смазка становится текучей, как жидкость. И, как только перестает действовать деформирующая сила, она вновь приобретает признаки твердого тела.
Два компонента, составляющие основу литиевой смазки, обеспечивают ее полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а литиевое мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.
При необходимости в литиевую смазку добавляют улучшающие добавки и присадки придавая ей новые возможности. В результате получается густая эмульсия, напоминающая по консистенции вязкий гель с широким диапазоном свойств таких, как антифрикционные, противозадирные, антикоррозионные свойства, морозоустойчивость и стойкость к высоким температурам и т.д.
Диапазон эксплуатационных температур, в зависимости от наличия дополнительных присадок, может составлять от -60 до +230ºC;
Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, синими, зелеными, красными, белыми, также могут несколько различаться и по своей консистенции.
Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям. Рабочие характеристики смазки не зависят от окраски. Во многом это зависит от цвета исходных материалов и зачастую производители используют тот или иной цвет в рекламных целях.
Главные преимущества литолов – это их высокая механическая стабильность и вязкость.
Именно эти свойства, обеспечивают способность противостоять силе трения, плотно обволакивать и удерживаться на трущихся поверхностях.
Ну и приятное дополнение. Простота очистки деталей от литиевой смазки по напором тёплой воды, без использования растворителей и синтетических моющих средств значительно упрощает процедуру очистки двигателя и нанесение новой смазки.
Классификация литиевых смазок
В зависимости от особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:
Класс | Основные свойства |
Минеральные | Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от — 40 С до +150 С. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Недостаток: способность разрушать пластмассовые и резиновые детали. |
Синтетические | В основе лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому эти составы допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали |
ПАО-смазки | Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкая температура застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства |
Комлексные смазки | В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов. |
Эфирные | Изготавливаются на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом. |
Известные производители литиевых смазок
Всем известны такие имена как Mobil, Shell, Castrol, Total, Mannol, Chevron, Liqui Moly, BP, Ravenol
Эти лидеры среди производителей смазочных материалов и масел и, естественно, как сопутствующую деятельность разрабатывают и продают консистентные смазки.
Российские производители: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, Нефтесинтез (брэнд OILWAY), Devon.
Отдельные энтузиасты и продвинутые автолюбители знают таких производителей, как какие-нибудь Amsoil или Amalie. Molykote.
И совсем уж особые любители знают такие имена как Fuch, Klueber, Bechem, Dow Corning, Kyodo Yushi, и т.д.
У каждого производителя есть линейки смазочных материалов, в том числе и на литиевой основе. Выбрать действительно не просто. Но часто выбор ограничивается наличием смазки того или иного брэнда в ближайшем автомагазине. Далеко не все специально куда-то поедут или будут ждать заказ из Интернет-магазинах для того, чтобы купить именно ту смазку, которая, по их мнению, лучше всего решает поставленные задачи.
Может быть и не всегда нужно зацикливаться на конкретной смазке, но иногда лучше приложить какие-то усилия и потратить какое-то время, чтобы купить смазку, которая точно решит задачу.
Преимущества и недостатки литиевых смазок
Литиевые составы имеют свои плюсы и минусы.
Основные преимущества литиевых смазок:
- Хорошо сочетаются с другими смазочными веществами и присадками. Совместное их использование не ухудшает эксплуатационных качеств литола.
- Высокие показатели смазываемости деталей.
- Стабильная вязкость позволяет добиться неизменного показателя вязкости при разных температурах и режимах работы.
- Химическая инертность и влагоустойчивость. Позволяет смазке хорошо защищать обработанные металлические поверхности от воздействия воды, при этом не вступая в реакцию с кислородом, жидкостями, дорожными реагентами и прочими химическими веществами.
Один их существенных недостатков литолов — негативное воздействие, которое они оказывают на детали из алюминия, полимеров и резины. В результате они набухают и впоследствии теряются свою механическую прочность, покрываются трещинами.
В остальном же литиевые смазки являются универсальным и недорогим смазочным материалом, что обусловило его широкую популярность.
Про мифы из прошлого
Бытует миф о том, что раньше обходились практически одной-двумя смазкой в большинстве случаев потому, что типа они были совсем другого качества. Это всего лишь миф.
Да, Литол-24, произведенный по ГОСТу делается под требования универсальной автомобильной смазки и его характеристики во многом усреднены. Литол-24 не является ни плохой, ни очень хорошей смазкой. Есть узлы, в которых он работает хорошо и даже замечательно, но есть узлы, в которых он работает плохо или не работает вообще. Поэтому, Литол-24 не относится к категории великолепных смазок или даже отличных.
А вообще общий перечень смазочных материалов советского периода составлял более 50 позиций. А смазок, необходимых для обслуживания одного автомобиля, которые шли в разные узлы, насчитывалось более 10 наименований, Поэтому далеко не везде использовали Литол. Например, в шариковые ШРУС шла смазка ШРУС-4М, а в рулевые рейки закладывали менее вязкий Фиол. Ряд элементов педального узла смазывали смазкой ЛСЦ. В шарниры подвески шла смазка ШРБ, а в игольчатые подшипники карданных валов — 158-я смазка. Т.е. даже тогда, когда автомобили были менее навороченные, было достаточно много вариантов смазок, заточенных под разные узлы.
Как часто нужно менять литиевую смазку для подшипников
Литиевые смазки обладают большой механической, химической и температурной стабильностью. Срок службы часто превосходит время выработки ресурса для узлов, в которые закладывается этот смазочный состав. Тем не менее, следует следить за состоянием смазки, чтобы при необходимости ее заменить.
Иногда требуется дополнить объем смазочного состава. Например, если превышен порог температуры каплеобразования, смазка плавится и превращается в жидкость. Смазывающее вещество просто вытекает из узла трения. В этом случае узел быстро изнашивается. Необходимо срочно заново заложить состав в механизм или подшипник, иначе он просто разрушится.
Также замена потребуется при потере или ухудшении эксплуатационных свойств смазки, связанной с попаданием влаги или посторонних включений. Например, в узел трения может попасть грязь или продукты разрушения других деталей.
Чтобы заложить в механизм или подшипник новую пластичную смазку, нужно удалить отработанную смазку. При этом следует помнить, что некоторые смазывающие вещества смыть с поверхности детали практически невозможно, а их перемешивание с литолами существенно снижает рабочие характеристики продукта. Например, противопоказано смешивать литол со смазками на основе силикона.
Применение специальных средств, повышающих качество литиевых смазок
Прогресс не стоит на месте. И как уже было сказано, для улучшения свойств смазок производители смазочных материалов добавляют в смазки целые пакеты добавок и присадок. Кроме этого на рынке сегодня есть целый ряд специальных отдельных продуктов и композитов, которые, которые улучшают эксплуатационные параметры смазочных продуктов, в том числе и смазок на литиевой основе.
Их можно применять, как в новых агрегатах и подшипниках, так и в имеющих частичный износ. Например, если литиевая смазка имеет нормальный внешний вид, но работа подшипника имеет небольшое отклонение, можно исправить положение с помощью антифрикционных материалов и композитов.
Перечислим лишь некоторые их них, которые интересны по принципу их действия и действительно решают задачи, которые декларирует их производитель. Это присадки и триботехнические составы: ER, ФЕНОМ, РиМЕТ, Bardahl, Motor Hi- Gear, СУРМ. Подробнее о присадках можно прочитать здесь
Обычно они наносятся в нескольких местах зоны трения или водятся прямо в смазку. Затем какое-то небольшое время для перемешивания композита со смазкой агрегат эксплуатируется в щадящем режиме и дальше эксплуатируется, как обычно.
Такое решение, кроме восстановления изношенного узла и продления его ресурса дает Вам повышение надежности его эксплуатации, что уже само по себе отличный результат.
Последствия неправильного выбора и применения смазки
Лишняя смазка выдавливается из подшипника заодно вылавливая и кромку уплотнителя из паза, тем самым открыв постоянную точку выхода смазки из подшипника при вращении (вплоть до практически полного опустошения)
Если лишняя смазка не выдавливается свой массой, то повышенное сопротивление лишней смазки вызовет рост температур подшипника и самой смазки
Дешевая смазка, с низкой температурой каплепадения, легко разжижается и покинет подшипник, вытекая через кромки сальника. Достаточно дорогая смазка, с высокой температурой каплепадения, может перегреть подшипник (сам его металл) и уплотнители, в итоге металл отпустит закалку, а уплотнитель оплавится на кромках.
В подшипниках скольжения лишняя смазка выдавливается зачастую вместе с пыльником, после чего влага и грязь активно начинают проникать внутрь.
Неквалифицированная разборка подшипника качения может повлечь за собой повреждения уплотнителя. Даже микроскопические его повреждения сильно сказываются на долговечности работы подшипника, особенно при работе подшипника на высоких скоростях вращения.
Вообще надо учитывать, любой смазочный материал не является мгновенным переключателем — тут работает, тут не работает. Особенно это относится к температурным характеристикам. Это в полной мере относится «рабочей температуры» смазки снизу — ее появление связано с эффектом загустения масляной основы при низких температурах. Начинает расти кинематическая вязкость. То-есть смазка все более тяжело сдвигается сама относительно себя.
Рассмотрим пример
Обычный электромотор работает в температурных условиях от -40 С до +70 С. А генератор автомобиля — от -40 до 110 и выше
Например, смазка NSK Grease NS7 (судя по цене — это хорошая смазка) подходит для электромоторов, но по вязкости не подходит смазкам для подшипников генератора, особенно для его температур работы. В результате эта смазка будет реже обеспечивать гидродинамический эффект вращения, что приведет к повышенному износу.
Если вместо нее использовать литиевую смазку индустриальной вязкости в 200-220 сСт с рабочей температурой до +120 С, она, достаточно быстро испортится. Если взять вязкую смазку на литиевом комплексе до +150-160 С от перегрева начнет портится подшипник. И на первый взгляд получается замкнутый круг.
Но, решение, конечно же, есть. Использовать смазку, рекомендованную производителем. И если заменять ее на аналоги, то с небольшими отклонениями от параметров, которые описаны в рекомендованной смазке.
Подведем итоги
Надеюсь, после прочтения статьи Вы лучше представляете, для чего применяется литиевая смазка и какие есть особенности ее использования. Уверен, теперь Вы не будете надеяться «на авось» и прежде, чем покупать смазку для своего автомобиля или другого механизма, почитаете характеристики смазки и сверите ее свойства с условиями работы того узла, где собираетесь ее применить.
А в целом, наличие, как минимум, одного универсального и качественного продукта этой категории в машине или дома совсем не помешает. Лучше потратить незначительную сумму денег на смазывающий материал, чем оплачивать дорогостоящий ремонт авто. Который случается, как правило совсем неожиданно.