Надеюсь, этот обзор присадок в масло для двигателя даст Вам представление об этих продуктах не с позиции их производителя, а с позиции пользы их применения и того, что можно от них ожидать.
О чем поговорим в статье?
Здесь мы обсудим лишь применение присадок, которые по заявлениям их производителей сохраняют узлы трения двигателя от износа, восстанавливают их и продлевают ресурс работы всего двигателя.
Как правило, это присадки в моторное масло. Хотя можно сказать, что масло — это лишь транспортная система по доставке нужных материалов с разными свойствами в зоны трения двигателя. И точнее практически все присадки в масло нижеуказанных категорий можно было называть не присадками в масло, а составами (композитами) для двигателя.
И вот темы, которые мы рассмотрим в этой статье:
1.Чем отличается этот обзор от остальных и какую пользу он вам принесет?
2.Группы присадок по назначению использования
3.Основные свойства и характеристики в разрезе групп присадок
3.1.Промывочные составы
3.2.Эксплуатационные присадки
3.3.Восстановители
Вместо введения
Решение написать на эту тему появилось после изучения больше десятка обзоров присадок, которые строятся по принципу простого перечисления их характеристик. Я конечно понимаю, что польза и от этого может быть. Хотя бы названия можно узнать.
Но в целом, какой-то сумбурный набор тех или иных присадок с непонятными критериями выбора для обзора именно этих присадок. И в результате просто трудно понять, а что же ожидать от той или иной присадки. Особенно в сравнении с их ценами относительно присадок других производителей.
Дровишек в огонь добавляют статьи о вреде присадок, которые, скорее всего, носят заказной характер производителей масел. Хотя именно они сегодня активно используют те же самые присадки в своих топовых и весьма дорогих сортах масел.
Ну не могут же они признать того факта, что взяв недорогое, но качественное базовое моторное масло и добавив в него также недорогой пакет присадок, они подняли цену этого масла в 3-5, а иногда и более раз.
Помнится в начале 2000-х мы брали обычное моторное масло Пермского Лукойла ( в нем серы было поменьше, чем в Волгоградском) и добавляя присадки СУРМ получали результаты лучше любых раскрученных тогда эксплуатационных масел зарубежных производителей.
Конечно же, сегодня ситуация изменилась, но, в целом отношение большинства автовладельцев и автомастеров к присадкам осталось почти на том же уровне. Им проще пойти на дорогостоящий ремонт, когда уже «поздно пить боржоми», чем пусть и не с самого начала защитить двигатель своего авто от износа. Тем более, что ресурс, сегодняшних движков оставляет желать лучшего.
1.Чем отличается этот обзор от остальных и какую пользу он вам принесет?
В сети достаточно много разных рейтингов на основе заявлений производителей или отзывов людей, которые их применяли. С описанием производителя все понятно. При отсутствии каких-либо строгих правил и регламентированных требований к описанию характеристик присадок производители обычно выставляют вперед выгодные для них свойства присадок. И практически все пишут об одном и том же результате.
А вот, так называемые, «побочные эффекты» производители обычно как бы не замечают и в их описаниях они отсутствуют. Не все О некоторых таких «побочных эффектах» мы уже говорили в прошлой статье «Эти непонятные присадки. Как понять, что сработает?».
Да и полагаться полностью на отзывы я бы тоже не стал. Зачастую отрицательные отзывы появляются по банальным причинам. Такого в своей практике разных полевых испытаний разных составов насмотрелся достаточно. Разные бывают причины и даже смешный или грустные (это кому как понравится)
Чтобы не отвлекать от основной темы можете прочитать статью «Основные причины отсутствия эффектов о применеия присадок» . Кому будет интересно почитайте, там есть даже смешные ситуации. А мы, чтобы не отвлекаться от заявленной темы, продолжим.
В этом обзоре, присадки к двигателям сгруппированы по тем же категориям, о которых говорилось в нашей прошлой статье.
При этом практически в каждой категории у производителей есть составы с разными мудреными названиями, разобраться в смысле которых — это отдельная история. И для упрощения понимания сути действия присадки мы разделим все составы на три основные группы по принципу их действия.
Это:
1.Присадки для промывки (мягкие и ускоренные)
2.Присадки для эксплуатации (обкатка, обычные и усиленные)
3.Присадки для восстановления (компрессии, давления)
Вот о них сначала и поговорим.
2.Группы присадок по назначению использования
Как вы заметили, внутри каждой группы есть свои подгруппы. Кроме этого, в той или иной степени присадки каждой группы обычно, кроме своей основной функции выполняют и смежные. Например:
промывочные составы имеют легкий защитный эффект,
эксплуатационные присадки имеют восстановительный эффект до определенной величины зазоров в узлах трения,
вспомогательные материалы восстановителей еще какое-то врем работают, как эксплуатационные присадки.
В этом обзоре вы не найдете подробного описания по каждой присадке потому, что в этих описаниях часто говорится об одном и том же. И иногда даже без пояснения, как же это может быть. Разница лишь в том, на сколько красиво это сделано и какой набор умных и, наверное, научных терминов в них задействовано чтобы создать нужное впечатление у читателя.
Я дам лишь описание свойств, общих для каждой категории, и кратко дам свою абсолютно субъективную оценку составам из каждой категории.
Кроме этого, на основе своего личного опыта, опыта специалистов компании «ПИОТР» я постараюсь дать немного практических рекомендациями по их применению. Особенно на что обратить внимание и чего категорически нельзя делать. О том, какие последствия могут из-за ошибок применения присадок и композитов читайте здесь (откроется в новой вкладке).
Еще хотелось бы заметить, что я не буду здесь говорить Вам о весьма спорных свойствах составов, которые вы можете обнаружить на сайтах некоторых производителей. Это связано с тем, что они, как правило, несут в себе лишь маркетинговые и ничем не подтвержденные уловки и обещания. И поверьте на слово, я имею достаточные основания это утверждать с полной уверенностью.
Ну и, конечно же, я скептически отношусь в таким описаниям, как:
присадка нового тысячелетия,
прорыв третьего тысячелетия
на основе прогрессивных нанотехнологий,
и т.д.
Люди, которые это пишут, или не понимают о чем пишут, или просто врут. Все основные научные разработки в трибологии были сделаны в СССР и за рубежом еще в 70-х годах прошлого века. Основные направления применения антифрикционных материалов разработаны тогда же. Чуть позже в 80-е, 90-е американские и советские ученые практически одновременно создали базовые составы, которые потом лишь совершенствовались. Согласитесь, именно поэтому довольно смешно звучат «прорывы третьего тысячелетия».
3.Основные свойства и характеристики в разрезе групп присадок
3.1.Промывочные составы
Вернемся к описаниям свойств присадок. И начнем с промывочных составов. Итак, практически у всех производителей Вы найдете похожие описания характеристик.
Что дают промывки?
- удаляют нагар и отложения,
- эффективно устраняются лаковые отложения (не все, но многие),
- образуют в парах трения относительно устойчивое антифрикционное покрытие;
- повышают стабильность работы двигателя
- улучшают устойчивость функционирования турбины моторов с системой наддува.
Я бы добавил лишь:
подготавливают поверхности узлов трения двигателя к эффективному взаимодействию с материалами присадок для решения задачи, ради которой Вы ее и используете.
Как правило, промывки безопасны для резинотехнических изделий и совместимы с распространенными моторными маслами. При сильных загрязнениях лучше выполнить промывку двигателя в несколько этапов и уменьшить концентрацию долговременной промывки. Для этого просто заливайте каждый раз, например по 1/2 или 1/3 от рекомендуемой дозы.
Обратите внимание на применение мягких и ускоренных промывок
Ускоренные промывки можно применять лишь на относительно новом и чистом двигателе. На старом грязном двигателе их применение может привести к засорению узких участков масляной системы, которое не исчезнет даже после смены масла. С такой проблемой это может привести к масляному голоданию узла трения, его повышенному износу и даже выходу его из строя.
Дальше рассмотрим эксплуатационные присадки (обкатка, обычные и усиленные)
3.2.Эксплуатационные присадки
Что обеспечивают эксплуатационные присадки?
Составы для обкатки
Обкатка обеспечивает мягкую приработку узлов трения деталей в режимах реальной эксплуатации как на новых двигателях, так и после ремонта. Если речь идет о новых двигателях, то здесь это имеет лишь профилактическое действие. Делать или нет, решайте сами.
А вот на двигателях после ремонта эффект во много раз выше. Использование присадки для обкатки после ремонта позволяет в разы улучшить рабочие зазоры узлов трения и спряжений. Приработка деталей часто разных производителей и разного качества идет не за счет жесткого и глубокого срезания неровностей металла в процессе трения, а более мягкого и, я бы сказал, за счет деликатного процесса сглаживания поверхностей.
Эксплуатационные составы
Обычные эксплуатационные присадки частично устраняют небольшие задиры, царапины и другую небольшую выработку поверхностей в узлах трения и за счет своих антифрикционных свойств защищают их от дальнейшего износа, особенно при критических нагрузках. Весь перечень их действий выглядит примерно так:
- Значительное снижение коэффициента трения в узлах и механизмах.
- Увеличение срока службы агрегатов и механизмов.
- Увеличение критической нагрузки и нагрузки сваривания.
- Снижение шумов и вибраций.
- Возрастание мощности и крутящего момента.
- Уменьшение расхода топлива (практика показывает, что незначительно).
- Облегчение холодного пуска двигателя.
- Повышение мощность и увеличение приемистости двигателя
- Создание эффективной защиты деталей двигателя от перегрева
Названия присадок этой группы у разных производителей
- атомарный (антифрикционный) кондиционер металла,
- рекондиционер металла,
- реметализатор,
- триботехнический состав для восстановления и поддержания рабочих характеристик,
- победитель трения
- антифрикционная присадка,
- присадка для двигателя (профилактика)
- комплексная присадка и т.д.
Точно есть еще какие-нибудь. Но суть у них одна — это составы для эксплуатации, снижения износа и сохранения рабочих параметров двигателя. Поэтому особенно не заморачивайтесь на названия. И не поддавайтесь соблазну купить присадку с умным и красивым названием. Лучше внимательно изучите и оцените реальность обещаний и подтверждения заявляемых параметров.
Теперь рассмотрим следующую группу присадок для двигателя.
3.3.Восстановители
Эта группа присадок заточена под уменьшение сверхнормативных зазоров в зонах трения и зелечивание рисок и задиров. И разные категории присадок решают это своими способами. Есть более эффективные, есть менее. Есть требующие точного соблюдения дозировок и последовательности применения, есть с более мягкими требованиями.
Есть варианты, когда однажды использовав даже достаточно эффективную присадку вы «подсаживаетесь на иглу» потому, что остаточные материалы присадки после стирания антифрикционного слоя могут начать работать на повышенный износ.
Практика показала, что в узлах трения плюс-минус можно изменить зазоры созданием действительно устойчивого покрытия с высокой адгезией к поверхности детали в пределах до 100 микрон. Обещания большего, по моему мнению — это из области мифологии или эта поверхность будет просто демпферной подушкой с кратковременным эффектом.
Что должны обеспечить восстановительные композиты (компрессии, давления):
- восстановить и выровнять компрессию;
- сократить расход масла «на угар»
- устранить «цокот» гидрокомпенсаторов;
- снизить шумы и вибрации;
- сократить расход топлива;
- повысить мощность и приемистость;
- снизить токсичность выхлопа;
- снизить износ при запуске;
- снизить износ при повышенных нагрузках и перегреве;
- снизить риск появления задиров при аварийной потере масла;
Отдельно хотелось бы остановиться еще на одном свойстве, которое я встречал лишь у двух композитов.
Это легирование поверхности металла в узлах трения во время эксплуатации механизмов.
На это оказались способны лишь американский ER и отечественный СУРМ. Например, после применения СУРМА изменения были видны даже невооруженным взглядом. Кроме изменения поверхности металла (исчезали риски и цвет поверхности менялся на цвет ртути) под микроскопом были видны включения прямо в поверхностный слой металла. И даже несложный химический анализ показывал на поверхности деталей двигателя присутствовали другие металлические соединения, которых изначально там быть просто не могло. И эти соединения были аналогичны тем, что присутствовали в составе этих присадок.
Ну, а теперь попробую распределить доступные в продаже присадки по категориям. При этом не буду перечислять все модификации. Понятно, что есть разные варианты под разные задачи и типы двигателей. Главное — принцип действия. Именно это является ключевым факторам для:
- периода эффективной работы присадки,
- эффективности работы в присутствии разных марок масел со своими пакетами присадок,
- диапазона условий, когда присадка срабатывает
- побочных эффектов и отсроченные последствий.
Если с первой частью разобрались, то в продолжении статьи Вам будет проще понять, где и в каких ситуациях Вы сможете использовать те или иные присадки. И главное, Вы сможете сделать осознанный выбор.
Читайте продолжение статьи: Обзор присадок по принципу действия