В первой части обзора присадок мы разобрались с группами присадок, рассмотрели как они работают и какие эффекты можно ожидать.
Сейчас поговорим о свойствах присадок от разных производителей по принципу их действия, т.е. в разрезе категорий, на которые мы их разделили. Почему это важно знать? Да потому, что зачастую производители описывая преимущества и сильные стороны соих продуктов, как-то «забывают» о пообочных эффектах, которые как раз и зашиты в механизме действия тех или иных присадок.
Напомню эти категории:
1.Категория №1. Укрывающие присадки
2.Категория №2.Проникающие присадки
3.Категория №3.Легирующие композиты
Подробное описание свойств присадок в каждой категории можно прочитать здесь (откроется в новом окне)
1.Укрывающие присадки
Присадки «Хадо»
Присадки «Хадо» имеют в своей основе металлокерамические соединения. Действительно присадки «Хадо» работают, но с определенными особенностями. Они создают достаточно устойчивую, но лишь демпферную подушку на поверхности металла.
И поэтому об этом поговорим.
На сайте производителя утверждается, что эффект может быть до 100.000 км пробега, что вызывает большие сомнения. Особенно с учетом основы присадки (металлокерамика) и принципа взаимодействия с металлическими поверхностями в узлах трения.
Реально создать новую металлическую поверхность эти составы не могут. Если по-простому. Но не стыкуются между собой кристаллические решетки керамики или даже металлокерамики и металла. Они могут быть лишь приклеены друг к другу цепляясь за неровности поверхности и с разной степенью стойкости к отрыванию.
Да, если двигатель будет работать только на средних оборотах в щадящем режиме, без резких перепадов температур и нагрузок, тогда, может быть, эффект сохранится какое-то время. Хотя предполагаю, что реально не более 1/3 от заявленного пробега.
Долго объяснять почему. Просто есть объективные законы науки трибология и предельные свойства антифрикционных материалов, которые используются в составах «Хадо». И они как-то не стыкуются с подобным утверждением. Да в реальности таких условий эксплуатации обеспечить просто нереально.
Еще одно утверждение на сайте производителя также вызывает сомнение в устойчивости наработанной поверхности при интенсивных нагрузках, особенно в условиях масляного голодания, холодных пусках и при ударных нагрузках. Утверждается, что после применения ревитализатора «Хадо» «наибольший зафиксированный прирост составил до 1,5 мм!».
Цифры прямо завораживают! Но при интенсивной эксплуатации механизма или двигателя такое покрытие долго сохранять свою устойчивость по определению не сможет по причине тех же законов трибологии и свойств антифрикционных материалов.
Больше сказать нечего. Но повторю. Эти составы действительно работают. И если вы уже начали применять присадки «Хадо», то во избежание отсроченных последствий после прекращения их применения продолжайте применять и дальше.
Присадки «Супротек»
По сути это аналог «Хадо», только российского производителя. Все вышесказанное о присадках «Хадо» в равной степени относится и к присадкам «Супротек». Конечно, есть отличия, возможно и в качестве, но принцип и особенности использования те же самые.
Действующим компонентом трибосостава этих присадок является подборка минералов.При их попадании в зоны локальных контактов поверхностей, где возникает высокое локальное давление, а температура превышает 1000 °С – частицы минерала изменяют протекание процессов трения. Поверхность детали получает возможность «захватывать» микрочастицы металла, находящиеся в смазке.
Постепенно на всей изношенной поверхности образуется сплошной металлический защитный
слой, особенностью которого является пористая структура с большим количеством микроуглублений. Частицы самого минерала при этом остаются в масле и продолжают оказывать необходимые воздействия уже на других участках.
Описанный принцип действия вызывает некоторые вопросы, я я бы отнесся осторожно к этимпродуктам. Но все же надо признать состав работает и какие-то задачи решает.
Присадки под брэндом «AUG»
Присадки «AUG» имеют в своей основе целый набор компонентов — комплексную добавку, тефлон, керамику, MoDTP, полимер, облегчающих работу двигателя и повышающих его КПД. В описании указывается, что стабилизирует вязкостные свойства масел.
В том числе и поэтому относим их к группе укрывающих. Вероятнее всего, взаимодействует с металлом в узлах трения путем создания на ней демпферного слоя и сложного антифрикционного покрытия, за счет которого и реализуются свойства присадок «AUG”.
Присадки «Liqui Moly»
В различных присадках компании Liqui Moly используются дисульфид молибдена (MoS2) и керамические микрочастицы. Что дает полное право отнести их к группе укрывающих присадок. Брэнд «Liqui Moly» довольно раскручен и поэтому у покупателя присадки этого брэнда наверняка могут вызывать доверие.
На сайте фирменного интернет-магазина декларируется, что антифрикционные и защитные свойства присадок обеспечивают высокую эксплуатационную надежность в тяжелых условиях, при высоких нагрузках и при движении по бездорожью.
Присадка содержит смазывающее вещество — взвесь дисульфида молибдена (MoS2) в минеральном масле. Данное соединение существенно снижает трение между поверхностями поршневых колец и стенок цилиндров, препятствуя их прямому контакту. Частицы взвеси имеют настолько малый размер, поэтому не влияют на систему фильтрации и не образуют отложений.
Однако, испытания, которое проводил журнал «За рулем», показали, что снижение коэффициента трения не столь значительно, как у других препаратов.
Согласитесь, что в полной мере обеспечить «эксплуатационную надежность в тяжелых условиях, при высоких нагрузках и при движении по бездорожью» такая присадка скорее всего не сможет. Вреда не принесут, но эффект от их применения будет, но в достаточно узком диапазоне.
Выбирать Вам. С учетом цены присадок этого брэнда, я лично три раза подумал бы, прежде чем их покупать.
Присадки «Xenum»
Как заявляется это добавки нового поколения, которые по результатам своей работы превосходят все (???) существующие подобные продукты. Спорное утверждение.
Для изготовления применяется технология синтеза двух компонентов: микрокерамических частиц, которые являются мощной твердой смазкой, уменьшающей коэффициент трения и понижающей температуру масла в двигателе, и поляризированного синтетического масла на эстеровой основе.
Специально рекомендовано: для работы в самых экстремальных условиях спортивных и тюнинговых двигателей. Подходит для всех типов двигателей, продлевает ресурс, восстанавливает и сохраняет первоначальные характеристики двигателя.
Например, пишется, что присадка Xenum VRX 500 Advanced Oil Additive эффективно защищает и продлевает ресурс деталей в тяжелых условиях эксплуатации, а также в автоспорте. И это просто замечательно.
Кратковременная защита на предельных нагрузках действительно сработает. Но в обычных условиях кроме этого автовладельца интересует и срок поддержания столь высоких показателей защиты двигателя от износа. С учетом принципа действия, вероятнее всего, он не будет таким значительным, как следовало бы ожидать.
Присадки под брэндом Hi- Gear
Действительно качественные присадки, которые показывают хорошие результаты. Практически все. Линейка продуктов понятна без каких-то наукообразных обозначений и искусственного разделения присадок со схожими свойствами на несколько как будто бы разных.
Особенно можно можно отметить относительно новые составы линейки SMT-2. В их описании производитель делает упор на получении эффекта за счет улучшения свойств масла после их применения. Состав присадки производитель не раскрывает, но по косвенным признакам присадки этой линейки относятся все-таки к укрывающим. Но это не мешает справляться этому составу со своими задачами достаточно хорошо. Действительно работают, как заявляет производитель.
Например, в описании присадки SMT-2 сказано:
Полностью (100 %) синтетический, негорючий, коррозионно-неактивный, нетоксичный, биоразлагаемый антифрикционный кондиционер металла, использующий существующую смазку только в качестве носителя.
Не содержит фторполимеров, графита, черных и цветных металлов, керамики, сложных эфиров. Поэтому эти присадки безвредны для деталей, смазок и окружающей среды.
Совместим со всеми известными смазочными материалами и спецжидкостями, не изменяет их свойств и объема (после внедрения в поверхность деталей трения).
Присадки Bardahl
В основе уникальная формула Polar Plus, разработанная еще в 1920 году. Эффект достигается за счет поляризуемости молекул происходит «прилипание» масляной пленки к деталям. Масло остается на деталях даже во время тяжелых нагрузок и после длительных простоев.
Плюс после открытия фуллеренов компания Бардаль запатентовала связку технологий для применения в смазочных материалах.
В составе присадки нет абразивов и твердых частиц в виде взвеси, поэтому вещество не оседает в двигателе и не засоряет масляный фильтр.Молекулы углерода C60, формирующие защитный слой, отличаются повышенной прочностью и обладают сферической формой, действуя как микроподшипники между соприкасающимися поверхностями, эффективно снижая трение.
В итоге получился двойной эффект за счет удержания в пятне контакта фуллеренов материалами Polar Plus.
Много положительных отзывов и столь длительная история использования присадок этой компании вызывают настоящее доверие.
Присадки Forum
В основе имеют высокотемпературные фракции ультрадисперсного порошка УПТФЭ-ФОРУМ. Этот полимер один из самых скользких (по книге Гиннеса). С маслом не взаимодействует, поэтому вреда двигателю не нанесет.
В составе нет никаких минералов, никаких абразивов. Достаточно простой состав, но оказывается и такой дает вполне приличный эффект. Принцип действия: добавки ФОРУМ расходятся по всей масляной системе и «обволакивают» двигатель в защитную полимерную пленку, создавая сверхскользкое покрытие. Поэтому относим их также в группу укрывающих.
Производитель утверждает, что это «Eдинственный продукт на рынке среди добавок, присадок имеющий решение по допуску к военной технике и прошел стендовые испытания по ГОСТУ». Наверное , это убедительный аргумент в пользу покупки. Не знаю, решать Вам. Другой нерекламной информации об этих присадках накопать не получилось.
2.Проникающие присадки
Присадки ABRO
Информации о составе этих присадок практически нет.
Но то, что есть больше похоже на то, что эта присадка находится где-то между укрывающей и проникающей. Состав: нефтяные дистилляты, этиленпропилендиеновый полимер M-класса.
Как пишут на сайтах продавцов, разработана специально для стабилизации работы двигателя автомобилей с большим пробегом. Отзывы разные. Выбор за вами на свой страх и риск. Больше добавить нечего.
Присадки ВМАВТО
Действие присадок этого производителя основано на технологии металлоплакирования — процессе восстановления изношенных поверхностей деталей двигателя наночастицами сплава из серебра, олова и меди.
При этом, активация состава происходит только при повышенной температуре, т.е. в зонах трения. Металлические наночастицы выравнивают структуру поверхностей деталей, приближая параметры двигателя к заводским. Размер частиц меньше 1 мкм, что позволяет им свободно проходить через масляный фильтр.
Новые модификации препаратов формируют пористую структуру, которая как губка удерживает масло и сохраняет его в зоне трения
В целом можно сказать, что присадки этого производителя не панацея, особенно на старых двигателям с большим пробегом. В принципе, работают на среднем уровне. Показатели не выше аналогов, цена невысокая. Выбирать их или нет, решайте сами.
Присадки РиМЕТ
Присадки РиМЕТ содержат ультрадисперсные порошки различных сплавов. Например, медь — олово (Cu-Sn) со средним размером частиц 2-3 мкм. Или более продвинутый состав — нанодисперсную фракцию порошка тройного сплава медь-олово-сурьма (Cu-Sn-Sb) с размерами частиц меньше 1 мкм.
Наличие индия и наноразмерные частицы делают порошки сплава уникальным. Благодаря индию он практически не окисляется, хорошо смазывает металлические детали, диффундируя в другие металлы при относительно низкой температуре, легко плавится и играет роль квазижидкой металлической смазки поверхности трения.
Благодаря специальной обработке поверхностно-активными веществами (ПАВами), частицы порошка не взаимодействуют с маслом и друг с другом и практически не оседают.
Но надо понимать, в каких случаях стоит применять присадки этого производителя и не надеяться на чудо.
Присадки FENOM
Представляет собой организованную полимолекулярную систему, включающую в себя наноразмерные комплексы органосорбента.
В основе присадок концентрированные, многокомпонентные синтетические продукты, которые инициируют замкнутый трибохимический цикл «износ – восстановление» трущихся поверхностей.
Воздействуя на приповерхностную область металла, образует в зоне трения самовосстанавливающуюся сервовитную (защитную) пленку сложного состава, и одновременно с этим обеспечивает повышенную несущую способность смазки за счет структурирования граничной масляной пленки и увеличения адгезии масла к металлу.
Как правило, при правильном применении дают хорошие результаты в соответствии с объявленными производителем.
3.Легирующие композиты
Присадки ER
Присадка ER хоть и представлена единственным продуктом в разной расфасовке, но она стоит того, чтобы о ней рассказать.
Это концентрированный 100 % активный продукт, который не является смазочным материалом. Обладает принципиально иным трибологическим эффектом и воздействует непосредственно на поверхности трения металлических деталей. Препарат реализует «эффект безызносности».
Процесс формирования защитного слоя запускается сразу после добавления присадки в смазочный материал и выхода узла трения на рабочую температуру. Защитный слой возникает при взаимодействии цепей углеводородов смазочного материала и активного компонента кондиционера. Также в его состав входят соли железа, которые проникают в поверхностный слой металла трущихся деталей и прочно удерживаются. По сути происходит легирование поверхности металла.
Не смотря на его цену это действительно достойный материал, который на все 100% работает так, как заявляет производитель. Проста в использовании и понятен эффект.
Присадки СУРМ (Средства Увеличения Ресурса Машин и механизмов)
Первые составы были разработаны и испытаны по заданию ВПК группой советских ученых в конце 80-х годов прошлого столетия.
В своей основе имеют сложные соединения поливалентных солей металла с добавлением ультрадисперсных антифрикционных материалов и составов, которые на молекулярном уровне формируют сверхпрочную легированную поверхность трущихся деталей и сопряжений с уникальными антифрикционными и антизадирными свойствами.
Размер частиц действующего вещества – одна молекула!
Восстановители СУРМ содержат комплексные металлоорганические соединения, с распределением частиц в действующем веществе от одной молекулы до нескольких микрон.
После применения в процессе работы создает слоистую структуру которая обеспечивает 3 базовые функции:
- легирование поверхности металла в зонах интенсивного трения,
- создание защитного антифрикционного слоя,
- металлоплакирующий слой для самовосстановления поверхности
Толщина слоя восстановления в зависимости от применяемого композита СУРМ и технологии его применения варьируется от 10 до 100 мкм и имеет дендритную форму раcпространения по поверхности металла и проникновения в его структуру.
Проверенные временем препараты высокотехнологичного производства компании «ПИОТР» (г.Санкт-Петербург) с понятной и достаточно широкой линейкой составов. Качество проверено временем.