Виды присадок к моторным маслам — 6 ответов на самые важные вопросы. Для чего нужны, как выбирать, что лучше решит Вашу задачу и т.д.

Виды присадок к мотроным маслам
5
(2)

Прочитав эту статью Вы узнаете, какие есть виды присадок к моторным маслам и для чего они вообще нужны. Зная это Вы сможете правильно их выбирать и использовать не полагаясь на чудо. А еще, эти знания уберегут Вас от неоправданных расходов или помогут сохранить двигатель Вашего автомобиля или другой механизм.

Кроме основной и весьма полезной информации в статье мы рассмотрим на что обратить внимание при выборе присадок и какие особенности есть у тех или иных составов. И все это с практической стороны дела.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1.Основные виды присадок к моторным маслам (заводская классификация)
2.Категории присадок по принципу их действия
3.Группы присадок по назначению использования
4.Что может измениться после применения присадок?
5.А не навредят ли присадки маслу?
6.Вместо подведения итогов

 Вместо предисловия

И прежде, чем приступить к основной теме статьи скажу пару слов о том, что же такое присадки и что от них можно ожидать.

Присадки – это химические вещества, которые добавляются в моторные масла, чтобы усилить (!!!) эффективность базовых жидкостей и наделить их новыми свойствами. Регулируя их рецептуру, можно изменять свойства масла, улучшать эксплуатационные характеристики и делать его более подходящим для конкретного двигателя.

Обратите внимание, на слово «усилить».

Не заменить, не кардинально изменить, не сотворить чудо, а именно «усилить». Поэтому так и надо относиться к любым присадкам. Они лишь усиливают те позитивные эффекты, которые изначально обеспечиваются смазочными материалами в узле трения.

И если масло или смазка, которое Вы используете в своем агрегате, начинается на букву «г» или Ваш механизм работает на последнем издыхании, Вы ничего усилить не сможете по определению. В лучшем случае на какое-то непродолжительное время продлите муки своей машины или механизма. И достаточно скоро он все-равно выйдет из строя.

Поэтому обращайте на это внимание, когда решите воспользоваться присадками. И тогда Вы точно не будете разочарованы, а эффект может превзойти Ваши даже самые смелые ожидания.

А теперь к теме.

Условно все присадки можно разделить на 3 крупные группы:

1.Защита масла и смазочных материалов

2.Изменение свойства масла и смазок

3.Защита поверхностей механизмов

Наглядно это выглядит так:

Первые две группы — это и есть присадки в масло, которые тем или иным способом улучшают его свойства. А вот третья группа — это уже не присадки к маслу. Это отдельная группа материалов — триботехнические составы (композиты), которые, как правило, не взаимодействует с маслами/смазками, не изменяют их химические свойства и использует масло или смазку лишь в качестве транспортной системы для доставки материалов в узел трения. Но так уж сложилось, что в жизни обычные люди называют присадками все эти материалы, поэтому мы в статье тоже будем так их называть.

Практически все производители смазочных материалов добавляют целые пакеты присадок в моторное масло. Их состав – тайна за семью печатями. Ведь пакеты именно этих присадок присутствуют в топовых сортах масел обеспечивая им высокие потребительские свойства. Как, впрочем, и их высокую цену.

1.Основные виды присадок к моторным маслам (заводская классификация)

присадки в двигатель СУРМ

Загущающие (вязкостные, полимерные) — регулируют вязкость смазочного вещества, которые растворяют в масле при разных температурах, повышая его вязкость.

Противоизносные— препятствуют износу деталей, за счет улучшения смазывающих свойств масла Самый распространённый вид присадок. Некоторые составы упрочняют верхний слой металла в зонах трения

Антифрикционные — снижают трение на всех скоростных режимах, при любых температурах взаимодействия и нагрузках, в том, числе ударных.

Антиокислительные — предотвращают высокотемпературное старение масла, уменьшают скорость окисления его основы, препятствуют накоплению в масле вредных продуктов его распада.

Антикоррозионные — защищают двигатель машины от ржавчины, путём образования прочной обволакивающей плёнки на его деталях и в картере, исключают возможность возникновения оксидов, «съедающих» поверхность и работающих как абразив;

Противопенные — снижают поверхностное натяжение масла и препятствуют образованию пузырьков в масле, что способствует улучшению смазывающих свойств моторного масла

Против застывания (депрессорные) — понижают температуру застывания моторного масла. В холодное время года, снижая трение деталей, уменьшая их износ.

Моющие (детергенты) — удаляют с поверхности деталей загрязнения, предотвращают образование нагара на нагревающихся деталях.

Рассеивающие (диспергирующие, дисперсные)— рассеивают загрязнения в масле и стабилизируют образующуюся суспензию, способствуют продлению срока жизни масла и улучшению эксплуатационных характеристик двигателя.

Восстанавливающие — возвращают трущимся деталям заданный профиль и нормативные зазоры, что обеспечивая рабочие характеристики работы двигателей и механизмов;

Герметизирующие (стоп течи) — снижают вероятность появления протечек через слабые уплотнители и мелкие отверстия придавая эластичность неметаллическим материалам.

Комбинация активных ингредиентов в химически допустимых сочетаниях даёт великое множество вариантов состава присадок. И каждое соединение в составе присадки решает отдельную проблему.

Виды присадок к мотроным маслам

Кроме использования присадок при производстве масел многие компании выпускают целые линейки присадок, которые сегодня доступны в свободной продаже. Эти составы применяются для решения разных задач с учетом фактического состояния двигателя или механизма.

И именно о них поговорим в этой статье.

2.Категории присадок (триботехнических композитов) по принципу действия

Какой-либо строгой классификации присадок сегодня не существует. Их деление на группы и разные виды сложилось, скорее, стихийно и в большей степени связано с назначением их использования.

Однако, есть некоторые общие принципы действия присадок, которые позволили нам объединить их в три основные категории.

Сразу заметим, категории, на которые мы разделили присадки, не лучше и не хуже других. Мы сделали такое деление исключительно с целью разделения присадок именно по механизму их действия, которое декларируют сами производители.

Категория №1. Укрывающие присадки.

В основе этих присадок — минеральные порошки. Они снижают уровень трения между деталями и очищают детали двигателя от смолистых отложений. Если коротко, минеральные порошки выполняют шлифовку поверхностей трения, после чего на такой поверхности образуется демпферный металлокерамический слой. Этот слой отличается низким коэффициентом трения и устойчив к нагрузкам и достаточно хорошо противостоит износу.

К таким решениям относится известный украинский производитель Хадо и его российский аналог Супротек.

Укрывающие присадки к масламПри бесспорном наличии эффекта присадок этой категории, они имеют некоторые особенности применения, на которые стоит обратить внимание.

Присадки этой группы должны быть строго подобраны под определенный вид масла. Если это проигнорировать, то можно получить совершенно противоположный результат. Возможно даже полное закупоривание масляных каналов двигателя.

Различные эксперименты хоть и подтвердили эффективность таких составов, но в случае значительных повреждений подобные присадки не способны «отшлифовать» задиры и нивелировать появившиеся зазоры. Кроме этого, воздействие в виде «шлифовки» может навредить заводской хонинговке на стенках цилиндров, которая позволяет удерживать масло. Укрывающие составы сравнивают эту сетку. В результате после выработки защитного слоя мы можем получить ускоренный процесс износа двигателя и ЦПГ.

К существенному минусу можно отнести необходимость строго следить за применением состава и выполнять все действия по инструкции. Превышение количества вещества или частое его использование способно навредить двигателю.

Также отмечались случаи засорения масляных каналов системы смазки, масляного фильтра, перепускных клапанов.

Открытым остается вопрос, связанный и изменением температурных параметров узла трения по причине того, что создаваемое этими присадками покрытие является теплоизолятором.

Категория №2. Проникающие присадки

Основу присадок этой категории составляют металлоплакирующие материалы. Они имеют в своем составе мягкие металлы, которые содержатся в виде ионнов или в виде мелкодисперсного порошка. Во время работы двигателя металлический порошок налипает на изношенные участки двигателя и заполняет собой мелкие трещины и сколы.

 Проникающие присадки к масламПосле того, как данные компоненты попадают на поверхности трущихся деталей, они создают тонкий слой, который заполняет мелкие дефекты, частично выравнивает поверхности, улучшая работу подшипников коленвала и элементов ЦПГ.

В целом такие присадки способны улучшить работу двигателя и отодвинуть на некоторое время срок капитального ремонта. К таковым относится предлагаемый на рынке состав РиМЕТ и другие похожие решения.

Минус таких препаратов — кратковременный эффект восстановления. Причина — мягкость плакирующего металла с невысокой стойкостью к износу. В итоге после формирования защитного слоя, далее такой слой быстро изнашивается.

Также возможно засорение масляных каналов системы смазки, масляного фильтра, перепускных клапанов.

Категория №3. Легирующие композиты

Как и предыдущие, присадки третьей категории предназначены для создания на стенках деталей автомобиля восстанавливающего и защитного слоя. Отличие этой категории в методе работы, который основан на электрохимических процессах в двигателе. И для этого используются сложные химические соединения.

Легирующие присадки к моторным масламРаботает это следующим образом. Под действием высоких температур и давления в зоне трения активные восстановительные компоненты присадок трансформируются в иное состояние и начинают взаимодействовать с кристаллической решеткой металла в зоне трения. Тем самым запускается электрохимические процессы восстановления изношенных поверхностей.

При этом:

  • элементы первой группы встраиваются в структуру поверхностного слоя металла придавая ему новые прочностные свойства. Иными словами, происходит легирование поверхности металла,
  • другая группа материалов создаёт в зоне трения слоистую структуру с антифрикционными свойствами обеспечивая защиту деталей двигателя от износа,
  • третья группа материалов в процессе эксплуатации «работает» на восстановление разрушенных участков кристаллической решетки, реализуя так называемый эффект самовосстановления трущихся поверхностей,

В итоге на металлических поверхностях в зонах трения формируется особый достаточно устойчивый защитный слой с новыми прочностными и антифрикционными свойствами. На рынке данные составы представлены ER, СУРМ

3.Группы присадок по назначению использования

В свою очередь, практически в каждой категории у производителей есть составы с разными мудреными названиями, разобраться в смысле которых — это отдельная история. И для упрощения мы разделим все составы на три основные группы по принципу их действия. Это:

1.Присадки для промывки (мягкие и ускоренные, раскоксовка)

2.Присадки для эксплуатации (обкатка, обычные и усиленные)

3.Присадки для восстановления (компрессии, давления, нормативных зазоров)

4. Что может измениться после применения присадок?

Снижение механических потерь

Как показали испытания снижение показателей потерь на трение составляет порядка 8–9% на высоких оборотах и 13–15% в пусковых режимах и при минимальных оборотах холостого хода.

Увеличение мощности

Обычно использование присадок увеличивает мощность. Ориентировочный диапазон — от 1% до 4,0%. Результаты не фантастические. Однако, максимальные показатели сравнимы с несложным тюнингом двигателя.

Но здесь имеет значение другое — это увеличение крутящего момента в зоне низких и средних оборотов. Именно это дает улучшение динамики автомобиля, заметное для большинства водителей.

Повышение компрессии

После применения присадок на относительно исправном двигателе с небольшим износом обычно идет не просто рост компрессии, но еще и ее выравнивание по цилиндрам. В среднем минимальный рост 0,2–0,3 бара. На изношенном двигателе рост бывает в разы выше и восстановление показателей работы двигателя может приятно удивить. Поэтому для многих автовладельцев применение присадки для двигателя с большим пробегом будет более чем актуально.

Снижение расхода топлива

Обещанного многими фантазерами расхода топлива на 15–20%, конечно же нет, но и возможность получить 3–7%— это тоже неплохой результат. Полученная экономия в большей степени зависит от среднего режима работы двигателя.

Максимальная экономия бывает на холостом ходу и при малых нагрузках, когда влияние механических потерь максимально (вспоминаем простои с работающим двигателем в пробках). В этом режиме экономия может составлять до 10% .

В режиме номинальной мощности и выше эффект снижается и с ростом мощности практически исчезает. В итоге в городских условиях в среднем расход топлива будет небольшим, а на трассе экономия составит не более 2–3%.

Снижение токсичности

Показатели токсичности двигателя изменяются на уровне погрешности замеров. На старых авто с карбюраторным двигателем выигрыш был больше. У них при снижении трения поднимались обороты холостого хода и для их снижения, обедняли смесь. В карбюраторных двигателях зависимость токсичности от степени обогащения топливной смеси была прямая, поэтому выбросы СО и снижались. В современных автомобилях электроника поддерживает постоянный состав смеси, плюс к этому дополнительно очищается выхлоп, поэтому эффект получается минимальный. А снижение показателей на нынешних моторах происходит за счет уменьшения расхода масла на угар. Как правило, замеры показывают, что после применения присадок двигатель может расходовать масло на 10–40% меньше.

Снижение износа и увеличение ресурса

Снижение износа для разных композитов из разных категорий может отличаться в разы. Одни составы лучше защищают подшипники коленчатого вала, другие — поршневые кольца и цилиндры. Подшипники, работающие при более низких контактных давлениях и более благоприятных условиях смазывания, частично компенсируют износ, забирая «строительный материал» из восстанавливающих композитов. А кольца, работающие в условиях ограниченной смазки, при более высоких температурах и высоких контактных давлениях, лучше защищаются слоями модификаторов трения.

В зависимости от вида и состава присадки уменьшение продуктов износа бывает на 12–60% ниже, чем у контрольных двигателей. Это свидетельствует об увеличении ресурса двигателя.

5. А не навредят ли присадки маслу?

Исследования показывают, что физико-химические показатели масел при совместной работе с трибологическими составами изменяются почти так же, как и при обычном старении. И чего следует очевидный вывод: присадки не вредят маслу.

Тесты показывают, что проверенные присадки и композиты известных производителей серьезно облегчают работу моторов продевая их ресурс. Какой состав применять, во многом зависит от начального состояния двигателя. Для повышения характеристик и увеличения ресурса новых или несильно изношенных двигателей лучше использовать геомодификаторы.

Они удобны еще и тем, что их используют по принципу «залил и забыл», без постоянных повторных обработок. А вот двигателям с износом больше 70% нужны сильнодействующие средства. И такое поддержание двигателя должна быть постоянным. Это отсрочит выход двигателя из строя, уменьшит расход масла на угар и повысит надежность мотора, снизив вероятность его неожиданного отказа.

6. Вместо подведения итогов

Присадки к моторным масламИ в завершении хотелось бы добавить. Как видите виды присадок к моторным маслам по заводской классификации — это лишь часть айсберга. Для обычного автовладельца важнее знать принцип их действия потому, что именно от этого зависит, какой можно ожидать результат и какие побочные эффекты могут быть.

Часто обсуждая применение присадок, так называемые «эксперты» зацикливаются на второстепенных деталях и возможных побочных эффектах воздействия присадок на те или иные элементы машины или механизма. При этом автопроизводители и производителе масел рассматриваются как эталон научной мысли и непререкаемые авторитеты. И за кадром остаются вопросы качества металлов и их обработки, сборки, предельные возможности что-то улучшить чисто техническими средствами.

В итоге за кадром остается открытым вопрос и о самом результате применения присадок. А ведь именно результат нас интересует. И, например, мне все-равно, что там внутри происходит.

Главное — это эффективное решение моей задачи выгодным способом. Здесь и сейчас!

При этом, чтобы не было, подчеркну, критического побочного эффекта в будущем.

И если в результате применения присадки я решил свою задачу и отсрочил дорогостоящий ремонт машины или механизма, особенно в самый неподходящий момент — это и есть нужный мне результат!

При этом, как ни крути, а снижение трения (иногда в разы), замедление износа, добавляет надежности работы механизма и продлевает ресурс их работы, что уже само по себе результат.

Или вы не согласны со мной?

P.S. В качестве дополнительной информации можете почитать наш «Обзор присадок» или посмотреть видео, в котором рассказывается о разных присадках и их применении.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *