Для начала пара тезисов.
ПЕРВЫЙ. Для запуска развития компании делаем ставку на внутренние ресурсы, которые уже есть в распоряжении компании. Может показаться фантастическим, но резервы для увеличение доходности компании в полтора-два раза уже есть внутри компании. Главное понять, где они запрятаны и как начать их использовать на полную катушку.
ВТОРОЙ. Надеюсь, вы согласитесь, что бизнес — это не статичная штука, а все-таки процесс по преобразованию входящих ресурсов в некий готовый продукт или услугу. И что-то мне подсказывает, что большинство резервов для развития компании как раз там и спрятано. Для того, чтобы получить то, что мы хотим, сначала посчитаем, что же мы имеем.
Ведь в бизнесе, как в самолете:
ЛЕТЕТЬ БЕЗ ПРИБОРОВ (ВСЛЕПУЮ) НЕЛЬЗЯ
Добавлю лишь то, что решения на основе не полной или недостоверной информации тоже может привести в непредсказуемым последствиям.
Мы уже обсуждали, что решения, которые принимаются на самом верху, превращают в результат сотрудники внизу на уровне основных или обеспечивающих бизнес-процессов. При этом, сотрудники могут быть участниками разных структур (функциональных зон), уровней или разных бизнес-процессов.
В большинстве компаний директор отслеживает экономические показатели и даже отдельные показатели производства или отдела продаж. Но очень часто совершенно невозможно увидеть метрики (а тем более анализ) работы структур, которые обеспечивают достижение этих экономических показателей. Бывает довольно сложно докопаться до реальных причин провалов результатов или сбоев в работе. Для этого приходится тратить дополнительные усилия и время, которого, к сожалению, всегда не хватает.
В итоге бывает довольно сложно оперативно получить ответы на вопросы:
Как понять, ПОЧЕМУ не получен запланированный результат?
Где конкретно там внизу, что-то пошло не так?
В каком месте надо было активизировать, починить, подкрутить, чтобы наверху поменялось так, как хочется?
Как вовремя внести коррективы не дожидаясь итоговых результатов, когда поменять уже ничего невозможно?
Но нужно ли директору или собственнику каждый день изучать бесконечные простыни ВСЕХ показателей деятельности компании?
Полагаю, что нет. Да и работать с избыточной информацией не удобно. Как вы понимаете, противоречие недостатка и избыточной информации решается выстраиванием ее в иерархическую структуру и как-то связать их между собой
Тогда даже имея раз в 100 больше всевозможных данных (показателей и метрик) собственник или директор может легко отслеживать ключевые показатели работы всей компании, а при необходимости может легко развернуть интересующие показатели до точки первичного учета метрики. И это все без каких-либо дополнительных запросов и усилий по сбору недостающей информации.
Что для этого надо?
Систематизировать существующие в компании показатели и метрики и свести их в общую пирамиду метрик. Например, вот такую:
Представленная пирамида метрик не идеальная, это просто пример. В зависимости от специфики Вашей компании вы создаете свою пирамиду метрик.
Конечно, на это надо потратить какое-то время, понять, какие метрики собирать, что и на какие уровни расставлять, что от чего зависит, чего не хватает.
Но это стОит того! Потому, что однажды сделав эту работу, вы снимаете головную боль по сбору недостающей информации.
Такая систематизация показателей и метрик:
- дает собственнику и директору полную картину результатов деятельности компании, ее структурных подразделений и бизнес-процессов,
- позволяет быстро находить слабые звенья на любом уровне, в первую очередь в управлении компанией,
- при изменении ситуации или сбоях в работе оперативно корректировать работу подразделений и их показатели для онрмализации работы.
- дает возможность связать цели развития компании, целевые показатели ее деятельности с метриками работы подразделений и KPI сотрудников в единую систему.
Если продолжать аналогию с самолетом. Взлететь можно и без приборов, а вот попасть туда, куда хочешь и удачно приземлиться, особенно в плохую погоду без приборов практически невозможно.
Бывает так, что сразу создать всю пирамиду метрик целиком не получается или просто не хватает на это времени.
Можете попробовать делать это поэтапно начиная с того места бизнес-процесса или отдела, которое, по вашему мнению, требует фиксации и анализа результатов его деятельности.
При этом обратите внимание на процессы справа-слева или работу смежных отделов, плюс посмотрите, как влияет работа подразделения (операция бизнес-процесса) хотя бы на один уровень вверх и на один уровень вниз. Это поможет точнее расставлять метрики в пирамиде.
Так точечно расставляя метрики и начиная отслеживать наиболее проблемные участки работы компании вы постепенно сможете построить сбалансированную пирамиду метрик и повысить управляемость компании в разы.
В любом случае пробуйте!
ПРОДОЛЖЕНИЕ: КАК ПОСТРОИТЬ ПИРАМИДУ МЕТРИК
P.S. Остались вопросы или появилось желание сделать первый шаг, пишите!
Звоните!
8 863 2 955 301
+7 918 532 28 61
С удовольствием отвечу.
С уважением,
Валерий Сысоев